Санкт-Петербургская психиатрическая больница специализированного типа с интенсивным наблюдением (ПБСТИН) – учреждение специфическое. Здесь проходят лечение граждане, страдающие психическими расстройствами и совершившие общественно опасные действия. Однако петербургскому Уполномоченному поступила жалоба от человека, у которого заболевание этой категории диагностировано не было, а находился он в ПБСТИН в ожидании экспертизы. В заявлении он перечислил целый ряд претензий к медицинскому учреждению, хотя к этому моменту уже был переведен в систему исполнения наказаний.
Светлана Агапитова посетила психиатрическую больницу специализированного типа и познакомилась с ее работой.
ПБСТИН относится к ведению Министерства здравоохранения Российской Федерации, но охраняется силами Федеральной службы исполнения наказаний. Помещают сюда по решению суда тех, кто совершил опасные деяния и при этом страдает психическим расстройством. Здесь граждане не отбывают наказание, а проходят лечение в принудительном порядке. Охрана организована также, как в местах лишения свободы, а внутри – это психиатрическая больница.
В Санкт-Петербургской психиатрической больнице специализированного типа с интенсивным наблюдением 15 отделений, пять из которых – «строгие», для пациентов, находящихся в нестабильном состоянии и представляющих опасность для окружающих. В 192-х камерах могут быть размещены 570 человек. На момент визита Уполномоченного учреждение было практически заполнено – там находилось 543 человека, лечение которых обеспечивают 446 медицинских работника.
Обратившийся к Уполномоченному Евгений В. изложил множество претензий. Большая их часть касалась бытовых неудобств. Тесная палата на трех человек, а отсутствие перегородки около унитаза не обеспечивает приватность. Нет возможности заниматься спортом ввиду того, что отсутствует инвентарь. Не выдавали привезенные с собой вещи: бритвенный станок, радио, телевизор. «Музыку я слушал только когда гулял с другими больными, у которых есть свое радио – используя дискриминацию», - возмущается гражданин.
Есть претензии по ограниченности общения. Евгений утверждает, что отсутствие длительных свиданий лишило его «возможности завести детей и послужило поводом для разрыва отношений». Также, гражданин сообщил, что в сентябре он снова планирует оказаться в ПБСТИН и просил в это период его принять на территории учреждения.
Главный врач учреждения Игорь Чижиков дал пояснения по претензиям, изложенным в заявлении. Евгений В. не проходил лечения в стационаре. В 2010-м году он был осужден на 17 лет за убийство. Пребывал в ПБСТИН непродолжительное время, поскольку был направлен в Санкт-Петербург для прохождения судебно-психиатрической экспертизы, и ожидал очереди.
Кратковременное пребывание и нахождение на «строгом» отделении и объясняли некоторые ограничения, которые не распространяются на обычных пациентов. Например, спортивный зал, хоть и со скромным оборудованием, но в учреждении имеется. Пользование бритвенным станком запрещено в принципе, поскольку это угрожает безопасности, как самого пациента, так и окружающих. Пациенты могут пользоваться электрическими бритвами, которые есть в больнице. Что касается «длительных свиданий» то они в ПБСТИН не предусмотрены вовсе, поскольку это не место, где отбывают наказание.
А вот с претензиями к тесноте в «строгих» палатах Игорь Чижиков согласился. По требованиям там не может быть более 3-х человек, а поместить такого пациента в общую – нельзя. Поэтому, когда большой наплыв – в двухместные палаты ставят третью койку.
В настоящее время уже существует проект, по которому будет проведена реконструкция законсервированного корпуса. Однако когда начнутся работы пока неизвестно. Также главный врач рассказал, что недавно проходило совещание с участием федерального омбудсмена Татьяны Москальковой. Там всем руководителям учреждений такого типа сообщили, что с сентября нынешнего года в стационарах будут организовываться подростковые и женские отделения. На сегодняшний день, в больнице проходят лечение только мужчины и четверо несовершеннолетних, размещенных вместе со всеми.
Светлане Агапитовой и сотрудникам аппарата омбудсмена главврач Игорь Чижиков показал, как проходят будни петербургского стационара: на отделениях «строгих» и обычных, в прогулочном дворе, лечебно-производственных мастерских. Здесь есть учебные классы, где можно не только получить среднее образование, но и профессию. Кстати, музыкальный кружок ведет один из пациентов – выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных. А интерьеры отделений и палат тоже расписаны силами граждан, проходящих лечение. Главный врач отметил, что в его учреждении находится очень много людей талантливых в самых разных областях и, когда они находятся не в остром состоянии, им стараются создавать условия для реализации.
Те, кто не хочет проявлять себя в творческих сферах, могут, например, ухаживать за рыбками в многочисленных аквариумах или за котами, живущими в цокольном этаже здания.
«Претензии, которые предъявил Евгений в своей жалобе, по большей части связаны с недопониманием своего статуса и назначения учреждения, - говорит Светлана Агапитова. – Мы дадим ему соответствующие разъяснения, а если он снова окажется в петербургском учреждении, я или мои сотрудники всегда готовы реагировать.
В любом случае, с учетом готовящихся реконструкции и открытием новых отделений, мы побываем в этом стационаре еще не раз, чтобы посмотреть, как продвигаются преобразования и, если потребуется, – оказать помощь».