10.02.2017
Восстановлением законного права инвалидов по зрению нетрудоспособного возраста на бесплатную социальную реабилитацию Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов занимался полтора года.
Летом 2015 года в приемную Уполномоченного начали поступать многочисленные жалобы слабовидящих и незрячих пенсионеров на непредоставление Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению» бесплатных услуг по обучению пространственному ориентированию, чтению по системе Брайля, методике работы на компьютере с программами экранного доступа и др. Причина отказов – отсутствие в перечне категорий получателей социальных услуг в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания в Санкт-Петербурге граждан пожилого возраста с сенсорными нарушениями зрения.
Социальные услуги для инвалидов по зрению предоставлялись реабилитационным центром в соответствии с государственным заданием, утвержденным приказом Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 25.12.2014 № 240. Согласно пункту 2 данного документа к категории потребителей услуг бесплатной социальной реабилитации, были отнесены инвалиды по зрению трудоспособного возраста, что противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» получателем социальных услуг может быть любой гражданин, признанный нуждающимся в социальном обслуживании. Возрастных ограничений закон не устанавливает. Правовые основания бесплатного предоставления социальных услуг зависят исключительно от величины среднедушевого дохода их получателя (предельная величина среднедушевого дохода и ниже) на момент обращения.
По поступившим обращениям Уполномоченный инициировал проверку, которую провела прокуратура Санкт-Петербурга. 7 сентября 2015 года на приказ Комитета по социальной политике был принесен протест. Комитет обязали также организовать работу по приведению в соответствие с действующим федеральным законодательством всех нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, ограничивающих права инвалидов по зрению нетрудоспособного возраста. Однако бюрократический процесс внесения соответствующих изменений затянулся на неопределенные сроки.
Так, по состоянию на октябрь 2016 года проект постановления Правительства Санкт-Петербурга, согласно которому в перечень категорий получателей социальных услуг в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания включены граждане пожилого возраста с сенсорными нарушениями развития (по зрению), находился на рассмотрении в Юридическом комитете Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.
Потребовалось повторное вмешательство петербургского омбудсмана и городской прокуратуры. В результате Правительством Санкт-Петербурга был принят нормативный правовой акт, обеспечивающий права инвалидов по зрению нетрудоспособного возраста на социальную реабилитацию.
В настоящее время правовые основания бесплатного предоставления социальных услуг незрячим и слабовидящим в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению» зависят только от величины среднедушевого дохода получателей. Предельная величина среднедушевого дохода для бесплатного предоставления социальных услуг в Санкт-Петербурге – это полуторная величина прожиточного минимума.*
* - Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной в статье 8 настоящего Закона Санкт-Петербурга (для пенсионеров - 12540 руб. 90 коп.).
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются за плату или частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг превышает предельную величину среднедушевого дохода, установленную в статье 8 настоящего Закона Санкт-Петербурга (для пенсионеров - 12540 руб. 90 коп.).
Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги и не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, установленной в статье 8 настоящего Закона Санкт-Петербурга (для пенсионеров - 12540 руб. 90 коп.).