Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Бюрократический футбол, или Как сестрам-студенткам пенсию по потере кормильца назначали

04 марта 2024

Продолжаем рубрику про бюрократический футбол с условным названием «Есть справка, что Вы не верблюд?» В этот раз проверку на верблюжью выносливость не прошли две сестры-студентки при попытке оформить пенсию по потере кормильца. Год назад умерла мама девушек, и они обратились в Социальный фонд за назначением пенсии по потере кормильца, но вместо нее обе получили отказ и рекомендацию устанавливать родственные связи в судебном порядке. В причине этого решения разбиралась Уполномоченный по правам человека в Петербурге Светлана Агапитова и, убедившись, что разумного объяснения ей нет, помогла заявительницам добиться восстановления справедливости. И в суд им идти не пришлось.

Все дело в отчестве

Что же заставило сотрудников районной клиентской службы Социального фонда усомниться в родственных связях умершей матери и осиротевших дочерей?

Отчество мамы, точнее его отсутствие в свидетельстве о рождении детей и наличие в ее свидетельстве о смерти.

«Я и моя младшая сестра Мадлен родились в Италии, – попыталась объяснить это обнаруженное бдительными чиновниками расхождение в документах Ребекка П. – За пределами России единственным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ, является его загранпаспорт. В нем, как известно, латинскими буквами пишутся только имя и фамилия владельца, а отчество – кириллицей. Таков регламент, принятый в РФ.

Свидетельства о рождении, выданные нашей матери в Италии, были заполнены согласно имени и фамилии, напечатанным латинскими буквами. В консульстве РФ в Милане перевели наши свидетельства о рождении и присвоили нам российское гражданство.

Почти 15 лет мы постоянно проживаем в Петербурге, всегда были зарегистрированы вместе с матерью. И тут вдруг при оформлении пенсии по потере кормильца нам предложили доказать в суде, что она наша мать.

По-моему, очевидно, почему в свидетельстве о рождении указаны ее данные из загранпаспорта, а в свидетельстве о смерти – из российского. Потому что родила она нас в Италии, а умерла в России».

Эти доводы Ребекки восприняты не были, и сестры обратились в защиту своих прав к Уполномоченному по правам человека в Петербурге Светлане Агапитовой. Вернее, сначала пришли в ее приемную, чтобы выяснить, действительно ли только суд может помочь, и попали на консультацию к юристу отдела защиты социальных прав Светлане Широниной. Она приняла заявление девушек, пообещав посоветоваться с Уполномоченным и вместе подумать над аргументами, которые могут убедить Социальный фонд в том, что отсутствие в их свидетельствах о рождении отчества матери не должно влиять на их право на назначение пенсии
по случаю потери кормильца.

Какие ваши доказательства?

Помимо апостилированных свидетельств о рождении, в подтверждение родственной связи между матерью и дочерьми Светлана Широнина предложила использовать следующие доказательства, так сказать, в их совокупности:

  • данные АИС «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга», согласно которому мама девушек являлась получателем их ежемесячных пособий на детей (Ребекку - с 2009 по 2019 годы, Мадлен - с 2010 по 2021 годы);

  • нотариальную справку, согласно которой Ребекка и Мадлен, как дочери, являются единственными наследницами имущества покойной матери.

И все получилось. Светлана Агапитова лично обратилась в защиту прав сирот к главе регионального отделения СФ Константину Островскому. Плюс были представлены дополнительные доводы… В общем, здравый смысл победил, и в суд студенткам идти не пришлось. Пенсию по потере кормильца им назначили со дня смерти матери.

«Больше всего, если честно, помогло то, что у нотариуса сомнений в родстве матери и дочерей не возникло, - комментирует благополучное завершение этой истории Светлана Агапитова. – А те очевидные, казалось бы, факты, что в загранпаспорте транслитерация отчества российским законодателем не предусмотрена, и в свидетельстве о рождении, выданном в иностранном государстве, оно не указывается, были, к сожалению, проигнорированы.

Но с нашей помощью очередная проверка людей на «верблюжью выносливость» пройдена. Надеюсь, что в следующих подобных случаях, сотрудники Социального фонда излишнюю бдительность проявлять не будут».



Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00