Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Кто процесс допускает, тот его и проигрывает?

18 мая 2022

Помните у Кафки: «Кто процесс допускает, тот его и проигрывает». С этим философским высказыванием полностью согласна петербургская пенсионерка, которая оказалась в по-кафкиански абсурдной ситуации после того, как ровно четыре года назад решила в судебном порядке взыскать с залившего ее квартиру соседа деньги на ремонт. В ходе этого длительного «процесса» она возмещения причиненного ущерба так пока и не добилась, более того – ее материальные потери уже во много раз превысили сумму иска, а еще пострадал не имеющий никакого отношения к протечке человек. Кто виноват и что делать, разбиралась Уполномоченный по правам человека в Петербурге Светлана Агапитова.

Казус Вишневского

О владельце квартиры выше этажом, из-за протечки в которой пострадало имущество Татьяны Александровны О., она не знала ничего, кроме его фамилии - Вишневский (распространенной не только в Петербурге, но и, как впоследствии выяснилось, в столице тоже) и инициалов. Этого было явно недостаточно для предъявления претензий. Поэтому, заключая в мае 2018 года соглашение с адвокатом о юридической помощи в возмещении ущерба, пенсионерка настояла на включении в него обязательства подготовить запрос в компетентные органы о собственнике и его действительном адресе регистрации.

Надо сказать, что и к поиску адвоката Татьяна Александровна подошла обстоятельно, так как у нее уже был печальный опыт обращения к юристам-мошенникам. Послушала рекомендации, почитала отзывы в интернете, проверила, является ли он членом Адвокатской палаты Санкт-Петербурга, и только тогда выбрала. Стоимость услуг адвоката составила 30 тысяч рублей.

В скором времени юрист сообщил клиентке, что нашел «того самого» Вишневского в Москве, после чего подготовил иск в Черемушкинский районный суд столицы и представлял в нем ее интересы.

С «того самого» Вишневского судом была взыскана сумма ущерба, и Татьяна Александровна уже начала готовиться к ремонту своего затопленного жилища. Но не тут-то было…

Как и в «Процессе» Кафки, в Черемушкинском районном суде ответчиком оказался человек «не только невинный, но и неосведомленный». Не «тот самый», а «другой» Вишневский. Полный тезка 72-х лет.

Не приходится удивляться, что «другой» Вишневский ремонтировать за свой счет квартиру Татьяны Александровны не собирался и подал апелляцию. Решение суда первой инстанции было отменено, а с петербургской пенсионерки взыскали расходы ненадлежащего должника на представителя в размере 85 тысяч рублей.

Надлежащий должник

Как адвокат объяснил Татьяне Александровне, почему он нашел ненадлежащего должника, история умалчивает. Как, впрочем, и о том, почему для поиска надлежащего и продолжения «процесса» попросил заключить с ним еще одно соглашение на сумму в 25 тысяч рублей. И, главное, почему петербурженка согласилась, осознавая, что понесла убытки по вине защитника. Он не выполнил основное условие первого соглашения.

Это было в ноябре 2019 года. К тому времени помимо 85 тысяч «другому» Вишневскому Татьяна Александровна уже была должна приличную сумму родственнице, финансово поддержавшей ее в дорогостоящем лечении любимого кота. Как она будет рассчитываться с долгами, женщина не знала. Единственным источником дохода была пенсия с небольшой надбавкой за инвалидность.

Но Татьяне Александровне очень хотелось добиться справедливости… И второе соглашение было заключено. 25 тысяч заплачены. Только квитанцию адвокат почему-то не выдал. Зато «процесс пошел» вновь. Правда, далеко не так быстро, как хотелось пенсионерке. Она всерьез начала сомневаться в том, что защитник действует в ее интересах, и в августе 2021 года пожаловалась на него в Адвокатскую палату, однако там оснований для возбуждения дисциплинарного производства не усмотрели.

«Из пояснений адвоката следует, что исковые требования были предъявлены на основании предоставленных Вами данных, – ответили Татьяне Александровне на ее довод о невыполнении юристом прописанного в первом соглашении обязательства по направлению адвокатского запроса в компетентные органы для установления надлежащего ответчика. – Адвокат исходит из презумпции достоверности документов и информации, предоставленных доверителем, и не проводит их дополнительной проверки». Адвокатской палатой были также проигнорированы объяснения пенсионерки о передаче защитнику вознаграждения по второму соглашению, сам юрист данный факт отрицал.

Повторное обращение Татьяны Александровны в Адвокатскую палату снова завершилось отказом в привлечении юриста к дисциплинарной ответственности, но, возможно, повлияло на эффективность работы ее представителя.

Адвокат, наконец, сделав необходимые запросы, установил надлежащего должника (причем зарегистрирован он был тоже в Москве), подготовил иск, обратился в суд. И тут выяснилось, что ответчик умер. Пришлось еще полгода ждать вступления в наследство родственников. И «процесс» остановился теперь уже по объективным причинам.

За это время Татьяна Александровна решила все-таки сосредоточиться на выведении адвоката «на чистую воду». Она даже планировала привлечь его к суду. Ведь «тот самый, но другой» Вишневский ей слишком дорого обошелся. И второй гонорар в 25 тысяч не давал покоя. За что она его заплатила - за исправление ошибки того же адвоката?

«Открылись глаза». Так пенсионерка объяснила свое освобождение от заблуждений в отношении недобросовестного юриста, придя в приемную Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге Светланы Агапитовой, и попросила помочь «разобраться с этим вопиющим безобразием».

«Адвокат обобрал меня и оболгал»

Рассказывая юристам аппарата Уполномоченного о своих злоключениях, Татьяна Александровна не могла сдержать эмоций: «Адвокат обобрал меня и оболгал, повесил на меня, инвалида с детства, судебные издержки ненадлежащего должника, нигде не обозначил и не вернул мне незаконно полученный гонорар».

Сотрудники омбудсмена изучили представленные пенсионеркой документы и не согласились с выводами Адвокатской палаты.

Светлана Агапитова обратилась в защиту прав Татьяны Александровны к президенту палаты Евгению Семеняко, приобщив к письму свою правовую позицию. И доводы Уполномоченного, судя по всему, были восприняты.

По крайней мере, адвокат вернул Татьяне Александровне «незаконно полученный гонорар». На сегодняшний день он продолжает представлять интересы пенсионерки в суде. Наследницей имущества и долгов надлежащего ответчика (покойного Вишневского) стала его вдова, и иск был предъявлен ей. Судебное решение о возмещении Татьяне Александровне причиненного ущерба вступило в законную силу. Осталось только получить исполнительные документы. Адвокат утверждает, что они до сих пор не изготовлены судом. Правда, Татьяна Александровна ему почему-то не верит и продолжает беспокоиться. Но юристы аппарата Уполномоченного заверили ее, что будут следить за этим «процессом» до самого его окончания.


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00