Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Мониторинг ПНИ: те, кто могут, должны выйти

22 декабря 2023

Специалисты аппарата петербургского Уполномоченного, взялись за качественное изучение граждан, проживающих в психоневрологических интернатах (ПНИ). Основная цель: понять – какое количество людей, находящихся там могут жить вне стен учреждения?

Для этого был проведен мониторинг в ПНИ №10, ставшим печально известным после произошедшей там трагедии. Специалисты изучали дееспособных проживающих, имеющих возможность работать. На основе анализа документов, данных реабилитации, мнения сотрудников и личных интервью отбирались те, кто имеет потенциал жить за пределами интерната. Оказалось, что такие люди есть, но существующая система не предполагает, что они когда-нибудь выйдут оттуда…

Есть ли у нас план?

Подопечные психоневрологических интернатов нуждаются в особом внимании со стороны Уполномоченного по правам человека. Эти люди не только не могут сами за себя постоять, но, зачастую и попросту выразить свои потребности для них – проблема. А некоторая степень вынужденной закрытости учреждений этого профиля лишь усугубляет их положение.

Регулярно бывая в психоневрологических интернатах, общаясь с проживающими, со специалистами, изучая опыт общественных организаций, Светлана Агапитова пришла к выводу о необходимости реформирования этой системы. Но, как всегда встал вопрос – с чего начинать? Сфера очень тонкая, имеет массу нюансов, и непродуманные опрометчивые шаги могут непоправимо навредить. А когда речь идет о живых людях, по большей части беспомощных – это особенно страшно.

С учетом предложений петербургского Уполномоченногов городе появился Комплексный план по реформированию ПНИ. В рамках этого документа было согласовано проведение мониторинга, который направлен на выявление граждан, имеющих потенциал для проживания не в учреждении. Естественно для этого нужно понять насколько человек способен справляться с бытовыми нуждами и его возможности на рынке труда.

Потенциально самостоятельные

В качестве пилотного учреждения был выбран ПНИ №10, поскольку он является вполне типичным для Петербурга интернатом-«тысячником». Группа проживающих для исследования выбиралась по критериям дееспособности, возраста и состояния здоровья, позволяющих работать. Таких оказалось 103 человека.

Для получения более объективной картины вместе с сотрудниками аппарата Уполномоченного в интернат пригласили представителей Главного бюро Медико-социальной экспертизы (МСЭ) по Санкт-Петербургу и специалистов городской системы социального обеспечения. В ходе исследования рассматривались медицинские документы, данные о реабилитации, мнение персонала интерната. Также проводились персональные интервью с проживающими.

В итоге отбора определились 19 человек, 15 из которых потенциально могут и готовы жить самостоятельно с получением социальных услуг на дому, а 4 – перейти на групповое сопровождаемое проживание вне интерната.

«Ценность этого исследования, конечно, не в количественной оценке, - комментирует Светлана Агапитова. – Речь не о том, что это решит проблему с местами в интернатах, которые освободятся. Мы прежде всего говорим о людях. Людях, которые имеют потенциал, могут жить самостоятельно или с сопровождением, развиваться, достигать своих целей, вершин – может быть не очень значимых с позиции обычного человека, но для них это важно. Если у них есть такая возможность, нужно им помочь использовать ее полностью, чтобы человек задействовал все свои ресурсы – ведь именно это дает качество жизни и ощущение полноценности. Даже если бы удалось обнаружить единственного человека, имеющего потенциал – эту работу стоило бы проделать. А тут целых 19!

Можно предположить, что в масштабах Санкт-Петербурга, где восемь интернатов с более чем шестью тысячами проживающими, таких людей наберется от ста до двухсот. Их обязательно нужно найти. Мы будем продолжать этот мониторинг в других учреждениях. Те, кто могут, должны выйти!

Определить количество этих людей важно еще и потому, чтобы районные службы понимали потребности, прежде всего в специализированном жилом фонде для организации сопровождаемого проживания. К тому же – это первый целенаправленный шаг, который позволит начать развивать эту форму.»

«Побочный» эффект

В процессе исследования также обнаружились и «побочные» результаты, которые тоже интересны и важны. Сопоставление индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов (ИПРА) с индивидуальными программами предоставления социальных услуг (ИППСУ) выявили тенденции, нуждающиеся в корректировке. Первый документ говорит о том – в чем нуждается человек, а второй – какие услуги ему оказываются.

Например, в рекомендациях не указано, что проживающего нужно одевать и подстригать ногти, а перечне оказываемых услуг это есть. Из беседы тоже выясняется, что эти действия он выполняет сам и по факту таких услуг не получает…

Или, к примеру, спортсменка, которая защищает честь интерната, занимает призовые места, постоянно выезжает на соревнования – у нее даже в планах нет пойти работать, поскольку эта деятельность занимает все ее время. А, судя по документам, ей регулярно содействуют в трудоустройстве…

А вот рекомендации по оказанию педагогических услуг, как раз не выполняются, поскольку в штате учреждения избыток медицинских кадров и острый дефицит наставников и педагогов. Между тем, их помощь очень важна. Ведь именно они должны помогать проживающим находить мотивацию, выявлять способности, стимулировать к той или иной развивающей деятельности. Как знать, если бы эти услуги оказывались бы в рекомендованном объеме, возможно и кандидатов на выход из учреждения было бы больше.

Все выявленные в ходе мониторинга результаты с рекомендациями по корректировке работы были направлены петербургским Уполномоченным в соответствующие ведомства.
Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00