Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Прием в ПНИ №2: приватность в коллективном формате

29 ноября 2023

Очередной выездной прием петербургского Уполномоченного прошел в Психоневрологическом интернате № 2. Светлана Агапитова пообщалась со всеми желающими, хотя сам процесс был организован довольно странно в части приватности…

Также Светлана Агапитова посетила отделение, недавно открытое после ремонта. Уполномоченный осмотрела бытовые условия, пообщалась с проживающими, а с руководителем интерната обсудила актуальные вопросы в сфере помощи людям с ментальными нарушениями.

Расположенный в Стрельне Психоневрологический интернат № 2 – не самое большое учреждение этого профиля. До «тысячника» оно не дотягивает и рассчитано на 700 человек. Основная отличительная особенность интерната – проживают в нем только женщины. Как сообщила его руководитель Татьяна Мещанинова, в ближайших планах никаких сокращений численности не предвидится. Хотя специалисты считают, что для обеспечения более комфортных бытовых условий предельное количество мест следует сократить на 50 единиц.

Индивидуально-коллективный

Сам процесс приема граждан Уполномоченным администрация интерната организовала довольно странным образом. Несмотря на то, что эта процедура предусматривает индивидуальное общение, в ПНИ №2 почему-то решили провести все в коллективном формате. Четверых проживающих, выразивших желание обратиться к Светлане Агапитовой, собрали в одной комнате и усадили за общий стол. Хорошо хоть рассказывали они о своих проблемах не все сразу, а по очереди. Хотя говорить о какой-то приватности в такой обстановке, конечно, не приходится. Впрочем, вопросы с которыми пришли проживающие особенно ее и не требовали…

Одна из женщин сообщила, что хотела бы проживать самостоятельно, однако у нее отсутствует жилье. Выяснилось, что она стоит на учете нуждающихся в жилье, как инвалид. При этом ранее она принадлежала к категории «дети-сироты». С подобной проблемой Уполномоченный сталкивается практически на каждом приеме в интернатах. Взрослые люди, имевшие в свое время право на обеспечение жильем в качестве детей-сирот и не реализовавшие его, сейчас могут претендовать на обеспечение из спецжилфонда. Этот путь для желающих обрести отдельное жилище несоизмеримо короче. Раньше это право восстанавливалось в судебном порядке, но потом соответствующие нормы были закреплены в законодательстве. Однако социальные работники психоневрологических интернатов не в курсе этих изменений. Светлана Агапитова разъяснила порядок действий, который поможет реализовать право на жилье в данной ситуации.

Другая женщина рассказала о потребности в курсах компьютерной грамотности. Она успешно прошла обучение в Мультицентре социальной и трудовой интеграции, получив профессию озеленителя. В интернате ей предоставили соответствующее рабочее место. Однако, начинающий садовод постоянно нуждается в дополнительной информации для повышения своего профессионального уровня. Получать ее она рассчитывает из сети интернет, для чего и хочет освоить компьютер и получить навыки пользования всемирной паутиной.

Директор интерната Татьяна Мещанинова рассказала, что оборудование компьютерного класса планируется в ближайшем будущем. До тех пор, пока он не будет открыт, с начинающим садоводом позанимаются индивидуально и предоставят возможность восполнять дефицит информации. Кроме того, в следующем году будет закуплена и оборудована новая теплица, для того, чтобы выращенный в стенах учреждения новый сотрудник смог профессионально реализовать себя в полной мере.

О желании проживать вне стен учреждения заявила и еще одна подопечная. Она дееспособна и трудоустроена уборщицей. Специалисты учреждения считают, что она вполне может справляться самостоятельно. Однако собственного жилья у нее нет. Светлана Агапитова заметила, что в данном случае вполне подошла бы такая форма, как сопровождаемое проживание. Но, к сожалению, эта практика еще не очень распространена в государственной системе социальной помощи. И все-же петербургский Уполномоченный предложила администрации учреждения учитывать тех проживающих, которые потенциально готовы перейти на такую форму. В свете реализовываемого плана реформирования системы ПНИ важно знать количественную потребность в таких местах.

А вот завершавшая прием четвертая проживающая наоборот рассказала, что квартира у нее есть, но она не чувствует себя в силах жить самостоятельно. При этом побыть одной ей иногда хочется. Родственники периодически забирают ее «в отпуск» и она имеет возможность насладиться одиночеством. Она тоже получила профессию озеленителя и в интернате ее все устраивает. Никаких претензий или жалоб женщина не высказала, а к Уполномоченному пришла просто рассказать о себе…

Меню с привкусом больницы

После завершения приема Светлана Агапитова осмотрела отделение, на котором не смогла побывать в свой прошлый визит  – тогда здесь был ремонт. Проживают на нем 106 человек. Размещение 3-4-х местное с удобствами на этаже. Удивительно, что во вновь отремонтированном туалете отсутствуют кабинки – есть лишь невысокие перегородки, разделяющие унитазы. Хотя, казалось бы – что мешало это сделать? Но, видимо, вопросу приватности в учреждении должного внимания не уделяют, предпочитая воплощать идеи коллективизма даже в таком интимном процессе…

Изучая в столовой меню, Уполномоченный обратила внимание на то, что перечень блюд увенчан заголовком «Меню больницы». Психоневрологический интернат является учреждением социальной сферы, но при этом имеющийся антураж, действительно, создает впечатление больницы: люди в белых халатах, отделения… А тут еще и «Меню больницы». Светлана Агапитова обратила внимание руководства на эту странность.

Тем временем полным ходом шел обед. В целом, проживающие были довольны питанием, хотя и прозвучало одно критическое замечание в адрес «жирного борща». Однако вопросы вкуса всегда дискуссионны и тут, как известно – товарищей нет.

А вот одна из обедавших женщин пожаловалась вовсе не на питание – она утверждает, что здесь ее «держат из-за соматического заболевания». Специалисты объяснили, что это не так: женщина проходила длительное лечение в психиатрическом стационаре по медицинским показаниям. Там же она была лишена дееспособности. Да и нынешнее состояние женщины даже у неспециалиста вызывает сомнения… И все же Светлана Агапитова поручила своим сотрудникам связаться с родственниками женщины и выяснить – может ли чем-то помочь аппарат петербургского Уполномоченного.

«Как и в большинстве интернатов, здесь – очевидные проблемы с трудовой занятостью, - говорит Светлана Агапитова. – Существовавшие когда-то лечебно-трудовые мастерские были упразднены, а возрождать их никто не спешит. Хотя специалисты считают, что они необходимы для успешной реабилитации и подготовки людей к самостоятельному или сопровождаемому проживанию. Интернаты берут на работу своих подопечных, но таких рабочих мест явно недостаточно.

Еще один повод для беспокойства – это квартиры, принадлежащие проживающим в интернатах. Мне кажется, этот ресурс не используется в интересах подопечных. По данным ПНИ №2 у проживающих имеется около 40 квартир, при этом сдается с перечислением средств на счет владельца лишь 4. Администрация учреждения объясняет это аварийным состоянием жилья. Но, наверное, можно же найти какой-то выход – ремонт в счет аренды или что-то в этом роде.

Почти в каждом учреждении я встречаю проживающих, которые хотят попробовать сопровождаемое проживание, но не имеют такой возможности. Мы уже это обсуждали в Комитете по социальной политике и пришли к выводу, что это направление можно развивать на базе социальных домов. Очевидно, что запрос на это есть».
Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00