Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Рады бы выдвориться, да «закрытое небо» не пускает

22 апреля 2022

С Центром временного содержания иностранных граждан Светлана Агапитова хорошо знакома еще со времен работы Уполномоченным по правам ребенка. Однако теперь ее сюда привели совсем недетские проблемы. Группа граждан Молдовы «застряла» здесь почти без надежды вернуться на родину в ближайшее время. Также Уполномоченному по правам человека поступил ряд заявлений от других граждан, содержащихся в Центре.

Кроме того, в учреждении произошла смена руководителя – лишь полторы недели назад назначен исполняющий обязанности Андрей Гавриляк. Удачным совпадением оказалось и то, что в день визита Уполномоченного в Центре также находились представители Управления по вопросам миграции и Федеральной службы судебных приставов.

О группе молдаван, ожидающих выдворения в Центре временного содержания иностранных граждан, Уполномоченный узнала от общественной организации «Моштениря Молдовеняскэ» (Молдавское достояние). Земляки были очень обеспокоены их судьбой и просили оказать содействие в скорейшем возвращении на родину. Дело в том, что воздушное сообщение между Российской Федерацией и Республикой Молдова отсутствует из-за проводящейся специальной военной операции на территории Украины. Также организация просила омбудсмена посетить Центр и осмотреть условия содержания.

Со своей стороны, «Моштениря Молдовеняскэ» выражала готовность ходатайствовать перед Посольством Республики Молдова об ускорении сроков получения документов для выдворяемых граждан. Кроме того, организация ведет переговоры с транспортными компаниями, которые смогут оказать помощь в доставке на родину. В телефонном разговоре представитель землячества пояснил, что они прорабатывают сухопутный маршрут и планируют организовать перевозку сограждан на автобусе.

DSC_0268_1.jpg

Именно с вопроса о гражданах Молдовы Светлана Агапитова и начала свой визит в Центр временного содержания иностранных граждан. Действительно, сейчас в Центре уже около месяца находятся 20 молдаван. Специалисты, занимающиеся организацией процесса выдворения, согласились, что помощь в ускорении документов не помешает. Однако это сейчас не основная проблема.

Главное – никто понятия не имеет, как именно организовать транспортировку. «Небо закрыто», а вариант перемещения на автобусе специалисты считают крайне сомнительным, если не сказать невозможным. В случае авиаперелета, судебные приставы сопровождают выдворяемого до границы Российской Федерации в аэропорту. Потом он проходит пограничный контроль уже в своем государстве. Даже если перелет проходит через аэропорт другой страны, выдворяемый не пересекает его границы, оставаясь в транзитной зоне. При перемещении на автобусе сделать это невозможно. На каких основаниях гражданин, выдворяемый из России в Молдову, будет въезжать в другие государства – неизвестно. А, учитывая географическое положение, этот маршрут предполагает проезд даже нескольких «транзитных» стран. Опыта такого выдворения нет, и как его организовать – никто пока не представляет. Так что, скорее всего, граждане Молдовы «застряли» в ЦВСИГ на неопределенное время…

«Если земляческая организация готова подключить Посольство Молдовы, тогда можно попробовать проработать сухопутный вариант транспортировки через дипмиссию, - считает Светлана Агапитова. – Если «транзитные» государства согласуют такое пересечение границ, то это существенно ускорит процесс возвращения молдаван, содержащихся в Центре, на родину».

DSC_0251_1.jpg

Сейчас в ЦВСИГ находятся 358 человек, что несколько превышает его максимальную вместимость. Большинство из них – граждане бывших «советских» республик. Из «экзотических» стран есть представители Нигерии, Алжира и Кубы. Кстати, перспективы высылки граждан на Острова Свободы еще туманнее, чем в Молдову...

90 % обитателей Центра – «выдворенцы» по решению суда. С отправкой большинства из них таких проблем как с молдаванами нет. Авиасообщение действует, а сложности, затягивающие выдворение связаны только с временем получения решения суда и его перевода на родной язык гражданина. Законом сроки перевода четко не оговорены, а обозначены лишь как «разумные». Очевидно, что подобное определение допускает широкую трактовку – у всех свое понятие разумности.

Руководство ЦВСИГ заинтересовано в том, чтобы максимально сокращать сроки пребывания иностранных граждан, но от них это практически не зависит. Определяющими ведомствами тут являются суды и Федеральная служба судебных приставов. А содержание этой категории граждан почему-то вменили МВД, которое не имеет фактической возможности ускорить процесс выдворения. Единственная возможность разгрузить Центр, почти всегда работающий на пределе – перенаправлять содержащихся граждан в аналогичные учреждения соседних регионов.

Ранее в планах было строительство нового здания, приближенного к аэропорту. Однако в нынешней экономической ситуации эта перспектива тоже отложилась на неопределенный срок. А нынешнее здание, нуждающееся в ремонте, обновляется поэтапно. На сегодняшний день ремонт сделан на 4-х из 8-ми этажей.

Светлана Агапитова побывала на «женском» и «мужских» этажах. Женщины живут в помещениях с ремонтом, мужчины – кому как повезло. На третьем и восьмом этаже пожаловались на клопов. Парадоксально, но на пятом наличие насекомых отрицали. Начальник Центра Андрей Гавриляк сказал, что пытаются вывести их, но пока безуспешно – на прошлой неделе проводилась дезинсекция, которая судя по всему – не принесла результата. Кровососущие прячутся в старых матрасах и мебельных панелях кроватей. Часть матрасов обновили, но заменить все имущество сразу не представляется возможным по экономическим причинам.

На восьмом этаже женщины помимо клопов пожаловались на то, что им не выдали казенных полотенец, хотя они полагаются. Администрация учреждения лишь удивленно разводила руками: всем желающим выдаем, но большинство предпочитает пользоваться своими. Досадное упущение обещали устранить.

DSC_0235_1.jpg

Пообщалась Светлана Агапитова и с Юлией А., муж, которой просил помощи Уполномоченного. Они много лет женаты, при этом он – россиянин, а она – гражданка Молдовы и не имеет регистрации в Санкт-Петербурге. Навести порядок в своих статусах всегда что-то мешало – то коронавирусные ограничения, то болезнь мужа. В итоге, она получила судебное решение о выдворении. Ехать в Молдавию она не желает и претендует на российское гражданство. Все это было бы возможным, если бы супруги прошли все положенные процедуры вовремя.

Теперь муж пытается оспорить решение суда о выдворении, однако ему не хватает правовой грамотности. Обратился к Уполномоченному он через юридическую фирму, которая не указала никаких контактов мужчины. Юлия дала телефон мужа, чтобы сотрудники омбудсмена смогли скоординировать свои действия и получить дополнительную информацию.

Похожих историй о разлучении супругов из-за того, что те или иные документы не были оформлены вовремя, Светлана Агапитова услышала не одну, причем на каждом этаже.

DSC_0243_1.jpg

Молодая девушка из Нигерии тоже ожидает выдворения. На родину ехать не хочет, потому что она ждет ребенка, а муж остается здесь. Ближайшие пять лет въезд в Россию для нее будет закрыт. Гражданин Алжира разлучается с женой и двумя детьми. Аналогичные ситуации и у граждан бывших союзных республик.

На «мужских» этажах настрой в целом наблюдался более оптимистичный. Очень активный и общительный гражданин Таджикистана вообще заявил: «Я тут себя очень комфортно чувствую. Тут как тюрьма в Европе. Видел, что в Норвегии такие. Если б еще клопов не было… Но как их выведешь? Они же в мебели».

DSC_0261_1.jpg

Несколько человек попросили ускорить их отправку – решения суда с переводами у них на руках, а билеты они готовы приобрести на свои деньги. А один мужчина, представившись как «лицо без гражданства», спросил: «А за что меня держат? Меня ведь некуда выдворять…»

После осмотра жилых этажей Центра Светлана Агапитова еще раз пообщалась со специалистами ведомств, которые занимаются организацией выдворения и обратила их внимание, что у содержащихся граждан очень много частных вопросов, которые им нужно разъяснять. Люди не знают, как и к кому обратиться, чтобы ускорить свой отъезд, хотя это возможно. А «лицо без гражданства» вообще не представляет, как и когда будет решаться его судьба.

«Мы обсудили все возникшие вопросы и пришли к выводу, что нужно актуализировать межведомственный приказ о взаимодействии, - комментирует Светлана Агапитова. – Там нужно четко определить – кто за что отвечает и что делает. Ведь это общая задача – чтобы граждане иностранных государств не «застревали» в ЦВСИГ на месяцы, а то и годы. А это иногда происходит из-за несогласованности действий или из-за того, что человек просто не знает к кому ему обратиться и какую бумагу куда написать.

Когда я работала детским Уполномоченным, мы уже решали похожую задачу. Но время прошло, многое изменилось и утратило актуальность. Думаю, что мы обсудим это с руководителями ведомств, и межведомственный приказ о взаимодействии появится уже в работоспособной форме.

Что же касается уже возникших вопросов, будем работать над ними в ручном режиме в сотрудничестве с Управлением по вопросам миграции, судебными приставами и судами нашего города.

Ну а имеющиеся бытовые проблемы, я надеюсь, новый руководитель Центра решит уже в ближайшее время – у меня создалось впечатление, что он активный и деятельный человек. В нынешней ситуации, конечно, на строительство нового здания рассчитывать не приходится, но с полотенцами и клопами разобраться надо обязательно. Люди должны жить в человеческих условиях даже в ожидании выдворения».



Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00