13.10.2020
«Я являюсь узником дискриминационной группы по лошадиным силам». Так передвигающийся на кресле-коляске Александр П. выразил в своем обращении к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Александру Шишлову несогласие с законодательной нормой, согласно которой инвалиды в городе освобождаются от уплаты транспортного налога - мощность двигателя автомобиля не должна превышать 150 лошадиных сил. Юристы аппарата Уполномоченного проанализировали законодательство других субъектов и подготовили предложения по изменению Закона Санкт-Петербурга «О налоговых льготах».
Александр П. – инвалид I группы и имеет право на освобождение от уплаты транспортного налога, но мощность двигателя специально оборудованного для него минивэна (ручное управление, дополнительные крепления для коляски и др.) – 163 лошадиные силы. Таким образом, инвалид полностью лишается налоговой льготы. Александр счел данное ограничение несправедливым и попросил содействия петербургского омбудсмена.
В Москве, Тульской области и ряде других регионов верхний предел необлагаемой налогом мощности двигателя автомобилей, владельцами которых являются инвалиды I и II группы - 200 лошадиных сил. В столице от уплаты транспортного налога независимо от технических характеристик автомобилей освобождены многодетные родители. Такое послабление вполне оправдано, поскольку «лишних лошадей» в большой семье не бывает.
Обобщив опыт регионов, Александр Шишлов счел целесообразным вынести рекомендации по корректировке петербургского законодательства о налоговых льготах. Уполномоченный обратился к Председателю Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеславу Макарову с предложениями снизить налоговую ставку на транспортные средства, принадлежащие инвалидам I и II группы, с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно, а также освободить одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье от уплаты транспортного налога на один автомобиль независимо от его технических характеристик.
По оценкам Александра Шишлова, реализация данных рекомендаций могла бы стать дополнительной мерой государственной поддержки граждан в нынешних сложных социально-экономических и эпидемических условиях.