Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Исправительный центр №1: жизнь за шаг до свободы

08 ноября 2022

В Петербурге появилось новое учреждение системы исполнения наказаний. Совсем недавно в Колпино начал работать Исправительный центр №1. Несмотря на это, Уполномоченному по правам человека уже поступило несколько жалоб.

Светлана Агапитова побывала в его стенах, пообщалась с администрацией и обитателями, посмотрела, как устроен быт. Также омбудсмен поговорила с авторами обращений в свой адрес…

Исправительный центр №1 создан на базе Колпинской воспитательной колонии для несовершеннолетних, которая была закрыта некоторое время назад. После ремонта части жилых помещений учреждение готово принять 145 человек. Когда будут проведены все запланированные работы, количество мест в Центре увеличится до 835.

На момент посещения Уполномоченного в учреждении содержалось 98 человек.

Кто в Центре живет?

Попадают сюда те, кому суд определил наказание, не связанное с лишением свободы, а именно – принудительные работы. Такой вид расплаты за совершенное преступление появился в Уголовном кодексе РФ в 2011 году, однако применять его начали с 2017.

В Исправительный центр может попасть и тот, кто был приговорен к лишению свободы, но, отбывая наказание, хорошо себя зарекомендовал. Опять-таки – решение принимает суд, рассмотрев характеристики администрации колонии. В этом случае возможность на часть срока попасть в Центр используется как мотивация к исправлению. К тому же у осужденного появляется возможность подготовится к выходу на свободу – восстановить социальные связи, адаптироваться в законопослушной жизни.

Как устроена жизнь «за шаг до свободы»

Две священные коровы в исправцентре – работа и распорядок дня. Хоть гражданин фактически и находится за шаг до свободы, но все же продолжает оставаться осужденным. Искупать вину перед обществом он должен усердным трудом и дисциплиной. Частью заработной платы погашаются долги перед государством и людьми. А жесткое требование следовать распорядку дня имеет воспитательные цели – у гражданина должна выработаться привычка к самоконтролю, которая и после выхода на свободу удержит его от глупостей.

Порядок выхода за пределы Центра также стимулирует к дисциплине. До места работы «принудники» добираются самостоятельно или их централизовано доставляет предприятие. Никакого конвоя нет. Своевременное прибытие на работу и возвращение обратно – личная ответственность каждого. Хотя попытка затеряться где-нибудь в пути обойдется «себе дороже». Беглеца объявят в розыск, а когда отыщут – им вновь займется суд, который отправит его в места лишения свободы.

В выходной день обитатель Центра может выйти за его пределы и направиться куда его душе угодно – к родственникам или друзьям, в музей или на экскурсию. Но для этого нужно заранее подать заявление и получить разрешение администрации учреждения. Естественно, что вернуться нужно вовремя и абсолютно трезвым.

Кстати, употребление алкоголя или психоактивных веществ запрещено в принципе – где бы «принудник» ни находился. Надо отметить, что большинство из них осуждены по 228 статье (незаконный оборот наркотиков). Эта провинность также обернется водворением в места не столь отдаленные.

Питаются обитатели исправцентра самостоятельно. Для этого на каждом этаже есть столовая и кухня с плитами, микроволновками, холодильниками и чайниками. Расписанием предусмотрено время как на готовку, так и на прием пищи.

Жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек – более чем аскетичны. Двухъярусные металлические кровати, белье, одеяла, простенькая мебель. Можно пользоваться личными гаджетами, смартфонами, ноутбуками. Никаких охранников или дежурных на этажах нет. Надзор осуществляется с помощью видеокамер.

Если не считать жесткой дисциплины, «сухого» закона и строгих правил прихода-ухода, то похоже на рабочее общежитие.

Работа – не волк, сама не придет

Основная «головная боль» администрации Исправительного центра №1 – это, конечно, трудоустройство подопечных. Учреждение новое, и все контакты и связи в этой сфере приходится нарабатывать с нуля. Бытовых и организационных вопросов, конечно, тоже хватает, но они не так сложны и просто требуют времени и сил.

Трудоустройство – проблема более многогранная. Как сообщил начальник Исправительного центра Игорь Филиппов, из 98 осужденных трудоустроены 60 человек. Сферы занятости: строительство, мебельное производство, склады, сельское и садово-парковые хозяйства. В перспективе – рабочие места на железной дороге. Трудоустраиваются осужденные только на те предприятия, с которыми у Центра заключен соответствующий договор.

У «принудника» нет права выбора места работы – его определяет администрация Центра. А вот работодатели, естественно, могут высказывать пожелания и даже организовывать отбор. К примеру, одна крупная компания, обеспечивающая логистику известного интернет-магазина, даже направляет в исправцентр своих сотрудников, которые проводят собеседование. Главное требование – мотивация к работе. И результаты говорят, что, как ни странно, она есть вовсе не у всех «принудников», несмотря на то, что это предприятие предлагает очень хорошие условия и заработок.

А вот на совхоз, тоже предоставляющий места, жалуются уже работники. Разрешение этих претензий – тоже забота администрации Центра. Работы хоть и принудительные, но условия труда, предусмотренные законодательством, должны соблюдаться.

Заработную плату подопечные исправцентра получают, как и обычные сотрудники предприятия. Единственная разница, что из нее уже сделаны отчисления, определенные судом, а также исполнительным производством, если оно есть. При этом работнику должно оставаться не менее 25% от заработанного.

В штат Центра «принудников» трудоустраивать не могут – такая форма взаимоотношений не предусмотрена. Зато есть некая «общественная повинность»: каждый содержащийся здесь должен минимум два часа в неделю отработать во благо учреждения. Желающие принести пользу могут и больше…

Преступление и наказание

В штате учреждения предусмотрены специалисты по воспитательной работе. Но ввиду их небольшой численности говорить об индивидуальной работе не приходится. В основном они заняты вопросами трудоустройства.

Главные же «воспитатели» в исправцентре – труд и дисциплина. Для тех, кому этого мало, появляется иной самый весомый мотиватор – возвращение в колонию. И путь туда очень недолог. За нарушение объявляют выговор – это первый шаг. Последующий проступок чреват водворением в Помещение для нарушителей (ПДН). Дальнейшее пренебрежение установленными правилами одарит бузотера статусом «злостный». После признания его таковым материалы передаются в суд, а обладатель этого звания помещается в ПДН до рассмотрения дела. Как правило, за этим следует переезд «злостника» в места лишения свободы.

Но есть и провинности, которые расцениваются, как преодоление всех трех этапов дисциплинарного падения одним махом. Это побег, употребление алкоголя, наркотиков и т.д.

Тот, кто ощутил на себе разницу между колонией и исправительным центром, прекрасно понимает, что стимул держать себя в руках – более чем достаточный… Между тем, в момент посещения Уполномоченным Исправительного центра, в Помещении для нарушителей находилось три человека. Все были пойманы на употреблении и теперь ожидают решения суда…

Работа работой, а ужин – по расписанию

Светлана Агапитова посетила Исправительный центр № 1 вечером, когда его обитатели уже вернулись с работы. Полным ходом шла подготовка к ужину, о чем свидетельствовали разнообразные запахи, витавшие в коридорах. Что сразу бросается в глаза – свободное перемещение и никаких построений. Но все здороваются, и в глазах – человеческое любопытство.

Сейчас в здании задействованы только два этажа – один полностью, второй постепенно заполняется. Остальные помещения готовятся.

В одной из комнат на 12 человек пока еще заняты только 4 места – осужденные недавно прибыли из колонии, где отбывали наказание по все той же 228-й статье. Уже успели пройти собеседование и приняты на логистическое предприятие, чем очень довольны. Вдохновенно рассказывают, что по дороге из колонии успели побывать дома. Осужденные добираются в Центр самостоятельно, в обозначенные сроки.

На вопрос Уполномоченного «есть ли жалобы?» – смеются: «Что вы, какие жалобы? Не колония – и уже хорошо…».

Однако у тех, кто здесь находится подольше – претензии есть. В основном они связаны с распорядком дня. Самая распространенная – не хватает времени на приготовление пищи, когда одновременно много людей возвращаются с работы или собираются на нее.

Выговор за бутерброд

Поговорила Светлана Агапитова и более предметно с теми, кто обращался к ней письменно. Одному из осужденных объявили выговор за бутерброд, съеденный в неположенное время. Возможно, мера излишне строгая и для вольного человека выглядит странно, но таковы здесь правила. Мужчина пытался попасть к начальнику Центра, чтобы оспорить наказание, но не смог этого сделать, так как в приемные часы он как раз работает. Кроме того, осужденный писал заявления на выход с территории «для решения социально-бытовых вопросов», но ему отказали.

Игорь Филиппов, также присутствовавший при разговоре, пояснил, что администрация не обязана давать разрешение на выход по первому требованию. Оценивается поведение осужденного и весомость заявленной причины. Формулировка «решение социально-бытовых вопросов» не дает совершенно никакого понимания о том, что осужденный намерен делать за пределами учреждения.

Что же касается личного приема, то начальник Центра предложил провести его во внеурочном порядке. Хотя и заметил, что при желании осужденный всегда может отпроситься у работодателя…

Светлана Агапитова побывала в кухонных помещениях обоих этажей – как раз шло время приготовления пищи. На одной было совсем свободно, на другой людей было больше, но свободные места и конфорки были. И это при том, что некоторые кулинары готовили не самые простые блюда. Один из мужчин не без гордости извлек из духовки «курицу на бутылке»…

«Думаю, что организационные моменты со временем отладятся, - говорит Светлана Агапитова. – Все-таки учреждение новое, и без накладок тут не обойдется. Главное, что администрация готова решать эти возникающие вопросы. В частности, со временем приготовления и приема пищи можно попросить работодателей сместить развозку так, чтобы развести большие группы работников.

Наверняка в будущем будут сложности и с трудоустройством. Все-таки 835 человек – это немало. Но в нашем городе работа найдется всегда, тем более, что в данном случае речь не идет о престижности. Труд в данном случае имеет больше воспитательную функцию.

Мы со своей стороны готовы оказывать посильную помощь, чтобы Центр нормально работал. На мой взгляд это очень нужная форма. Это и стимул к хорошему поведению, исправлению, а с другой стороны – прекрасная возможность адаптации. Чтобы человек выходил на свободу не совсем из другого мира, а уже готовым к нормальной, законопослушной жизни».
Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00