Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

«Я голодаю, чтобы попасть в больницу»: одинокий инвалид просит Уполномоченного спасти его от улицы

06 ноября 2024

Жизнь прожить – не поле перейти. Судьбы многих людей, ищущих поддержки и защиты Уполномоченного, могли бы лечь в основу увлекательного фильма или поучительной книги. История Виталия Белоусова* – не исключение. Мы уже рассказывали о том, как мужчина сначала потерял семью в горячей точке, потом – здоровье в мирном городе. И, оставшись без работы, без дома и без надежды на завтрашний день, отправил «крик о помощи» Светлане Агапитовой. Спустя год этот грустный сюжет получил продолжение…


Первое знакомство

Виталий Белоусов – россиянин, родился в Хабаровске. Но все детство и молодость прожил в городе Славянске. В начале двухтысячных, уже взрослым женатым человеком, поехал на заработки в Петербург. Семью перевезти сюда не получилось: даже когда обстановка в регионе накалилась до предела, близкие отказались покидать непризнанную на тот момент республику. И в 2015 году прямо в своем доме погибли…

Трагедия оставила глубокий след в душе Виталия и серьезно подкосила его здоровье. Мужчина игнорировал «тревожные звоночки» и, пока были силы, продолжал заниматься физическим трудом, чтобы обеспечивать себя и оплачивать съемное жилье. После первого инсульта Виталий постарался побыстрее вернуться в привычный ритм. И, как оказалось, напрасно – последовали тяжелые осложнения.

Несмотря на длительное лечение и реабилитацию, до конца мужчина так и не оправился. Кроме того, его накрыла лавина бытовых проблем: с работы уволили, долги за аренду жилья росли, покупать еду и лекарства было не на что. Как выживать? С этим вопросом Виталий обратился к Уполномоченному по правам человека, и специалисты аппарата взялись за дело.

Документы у мужчины оказались в порядке. Добрая хозяйка, у которой он снимал комнату, даже оформила постояльцу временную регистрацию. Но что делать дальше, мужчина не знал.

Светлана Агапитова направила ходатайство директору районного Центра организации социального обслуживания (ЦОСО) с просьбой рассмотреть вопрос о признании Виталия Белоусова нуждающимся в стационарном социальном уходе.

Руководство поликлиники, к которой прикреплен Виталий, пошло облегчило прохождение врачей-специалистов для оформления инвалидности. В итоге, Виталию присвоили третью группу и назначили социальную пенсию.

Казалось бы, всё пошло на лад. Но спустя год история получила продолжение…


Продолжение истории

«Я три дня ничего не ел», - сообщил Виталий, едва переступив порог Федерального дома, в котором находится приемная Уполномоченного по правам человека.

Мужчина был настолько ослаблен, что специалистам аппарата пришлось усадить его на ближайшей скамейке в холле и отпаивать водой. Как он сумел сюда добраться – загадка: одна сторона тела парализована, онемевшая рука «болтается плетью», ноги не держат…

С момента прошлого обращения к Уполномоченному в жизни заявителя многое произошло. Из сбивчивого рассказа удалось понять, что после успешного взаимодействия с социальными службами Виталий немного пришел в себя и поехал «на заработки» в другой регион, где занимался посильным физическим трудом. Но переоценил свои силы. На фоне ухудшения здоровья спешно вернулся в Петербург. Скитался по городу - дошел до ночлега в парках и на вокзалах.

Последнее пристанище Виталия – Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, куда он попал месяц назад и смог, наконец, выдохнуть. Но со дня на день срок пребывания в учреждении заканчивается, и над мужчиной вновь нависла проблема отсутствия «крыши над головой». Это и привело его повторно в приемную Светланы Агапитовой.

«Вы знаете, я специально начал голодать. Чтобы меня «накрыл» новый инсульт, и я попал в больницу. Ну, или уже отмучился…», - этот незамысловатый план созрел в голове одинокого инвалида после того, как он осознал, что не готов идти в зиму на улицу и обрекать себя на медленную мучительную погибель.

Иного выхода Виталий для себя не видел. Он плохо себя чувствует, с трудом передвигается. Да, он получает социальную пенсию, но этих денег не хватает даже на продукты, не говоря уже об аренде жилья. Людей, готовых приютить его и позаботиться о нем, в окружении нет. Остаться в Центре ему не предлагают, хотя, как уверяет Виталий, прекрасно знают, что деваться ему больше некуда.

Сотрудники аппарата Уполномоченного связались с руководством учреждения и получили удивительный ответ: «У нас заявительный принцип работы. Заявление и необходимый пакет документов получатель услуг не предоставил».

«Откуда я знал, что нужно делать? И как я соберу эти справки, если не стою на ногах?», - истощенный взрослый мужчина не в силах был сдерживать рыдания.

Пока специалисты отдела по защите прав граждан на адресную помощь обзванивали городские организации в поисках того, кто мог бы прямо сейчас принять к себе нового подопечного, Виталий начал терять сознание. Пришлось вызвать «скорую».

Очнувшись в больнице, мужчина не испугался, а обрадовался: значит, ночевать будет не на уличной скамейке, а в чистой палате. О завтрашнем дне предпочитает не думать. Единственное, переживает за сохранность оставшихся в Центре реабилитации вещей: «Вы им скажите, пожалуйста, пускай передадут мне. Это всё, что у меня осталось…».

Светлана Агапитова: «Несколько дней Виталий находился под наблюдением врачей-неврологов. Потом, по согласованию с руководством стационара, был переведен в отделение медицинской реабилитации.

Как выяснилось, у нашего заявителя есть действующая временная регистрация в Санкт-Петербурге. Это позволило определить его в одно из социозащитных учреждений города сроком на три месяца.


Мы понимаем, что ресурсы наших социальных служб небезграничны. Но отпускать немощного человека «в никуда», как минимум, негуманно. Так что, точка в этой истории еще не поставлена…».



*данные изменены


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00