В работе круглого стола приняли участие омбудсмен Александр Шишлов, заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Юрий Кузин, начальник управления по работе с объединениями собственников и управляющими компаниями Жилищного комитета Сергей Ходьков, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Санкт-Петербурга Кирилл Лекомцев, и.о. начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Марина Урванцева, сотрудники аппарата Уполномоченного. Неправительственный сектор представляли сопредседатель Союза потребителей Российской Федерации, президент Межрегиональной ассоциации общественных объединений потребителей «Северо-Запад» Анатолий Голов, эксперт рабочей группы «Качество повседневной жизни» регионального отделения Общероссийского народного фронта в Санкт-Петербурге Дмитрий Груздев, председатель Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Санкт-Петербурга Марина Акимова, руководитель Санкт-Петербургской общественной организации советов домов и собственников многоквартирных домов Марина Мачнева и др. Модератором дискуссии был начальник аналитического отдела аппарата Уполномоченного Константин Шарыгин.
Открывая работу круглого стола, Александр Шишлов сказал: «Главный вопрос, который мы хотим обсудить, это сложности в реализации прав собственников и нанимателей жилых помещений на доступ к информации о содержании их имущества. С этим вопросом сопряжены еще два: общественный контроль и правовое просвещение в жилищно-коммунальной сфере». Уполномоченный призвал участников совещания к выработке рекомендаций по совершенствованию правоприменительной практики и нормативно-правовой базы по данным направлениям.
На круглом столе обсуждались вступившие в силу и предстоящие законодательные изменения, затрагивающие реализацию прав граждан на доступ к информации в сфере ЖКХ, при этом была отмечена неоднозначность таких изменений.
Так, в частности, Постановлением Правительства РФ от 27.03.2018 № 331 из Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731) были исключены следующие требования к управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК и ЖК:
- о раскрытии информации путем размещения на информационных стендах в помещении управляющей организации или в общедоступном помещении многоквартирного дома, находящегося под управлением ТСЖ, ЖСК;
- о предоставлении информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Сохранена только одна форма раскрытия информации о деятельности управляющих компаний – размещение в интернете. По мнению участников круглого стола, такое нормативное регулирование снизит уровень гарантий прав граждан на доступность информации в жилищной сфере.
Проведенный аппаратом Уполномоченного анализ свидетельствует, что значительное количество претензий граждан связаны с отсутствием либо недостоверностью информации о финансово-хозяйственной деятельности управляющих компаний (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, сметы доходов и расходов, отчеты об их выполнении и др.). Распространены нарушения государственными органами и их должностными лицами порядка и сроков рассмотрения обращений граждан по жилищным вопросам. Обоснованность жалоб петербуржцев регулярно подтверждают проверки Государственной жилищной инспекции и прокуратуры Санкт-Петербурга.
По оценкам экспертов, позитивные изменения в практике обеспечения прав граждан на доступ к информации в жилищной сфере должны произойти после вступления в силу на территории Санкт-Петербурга с 01.07.2019 положений Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (ГИС ЖКХ). Таким образом, у исполнительной власти города еще есть время, чтобы организовать наполнение ГИС ЖКХ с учетом опыта других регионов и требований закона об общедоступности, полноте, достоверности, актуальности и своевременности информации.
Участники совещания говорили также о правовых основах общественного контроля за деятельностью органов государственной власти в жилищной сфере, которые установлены Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1491 «О порядке осуществления общественного жилищного контроля». Управляющие компании к числу объектов общественного жилищного контроля законодателем не отнесены, что, по мнению большинства собравшихся, свидетельствует о необходимости корректировки федерального законодательства.
В Санкт-Петербурге пилотная программа общественного жилищного контроля была разработана в 2017 году. В январе 2018 года Общественной палатой Санкт-Петербурга была создана рабочая группа по общественному жилищному контролю. В марте 2018 года план деятельности группы был одобрен действующим при вице-губернаторе Санкт-Петербурга Николае Бондаренко Общественным советом по содействию в осуществлении контроля за выполнением организациями жилищно-коммунального комплекса своих обязательств. Эффективность работы самого Совета на круглом столе отметил Анатолий Голов.
На совещании также высказывались предложения о повышении эффективности проводимых Жилищным комитетом просветительских мероприятий для собственников жилья (по вопросам жилищного самоуправления, заключения договоров с управляющими организациями и юридическими лицами, оказывающими услуги в сфере ЖКХ и др.). В частности, комитету было рекомендовано активно привлекать к организации методических занятий, а также к участию в них неправительственные организации, занимающиеся защитой прав собственников и нанимателей жилья. Обсуждалось также предложение о содействии Уполномоченного в организации на базе администраций всех районов Санкт-Петербурга регулярных семинаров по повышению правовой грамотности населения в сфере ЖКХ.
Pекомендации участников круглого стола обобщаются в аппарате Уполномоченного.