В защиту прав Дмитрия В. Александр Шишлов обратился к Правительству Российской Федерации. Ответы, поступившие Уполномоченному из Министерства науки и высшего образования и Министерства транспорта, позволяют сделать вывод о несовершенстве законодательства и правоприменительной практики в сфере подготовки авиаспециалистов. Что, мягко выражаясь, вызывает тревогу. Ведь речь идет о профессионализме тех, от кого зависит безопасность людей, садящихся в самолет…
Позиция государства: право на образование или на занятие профессиональной деятельностью?
Минобрнауки подробно проинформировало петербургского омбудсмена о положении дел в сфере подготовки специалистов авиационного персонала, обратив внимание на важный нюанс. Учиться можно как по программам, разработанным в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», так и – с Воздушным кодексом РФ. В первом случае целью будет «получение образования», во втором – «занятие профессиональной деятельностью».
Другими словами, человек может пройти теоретическое и практическое обучение профессии пилота и получить документ об образовании установленного образца. Но если учебные программы не сертифицированы Росавиацией, к полетам такого выпускника не допустят.
Нетрудно догадаться, что об этом важном нюансе Дмитрий В. и его товарищи по несчастью, прошедшие обучение в Южно-Уральском государственный университет (ЮУрГУ), а практическую подготовку - в авиационном учебном центре «ЧелАвиа», не знали. Как сообщили петербургскому омбудсмену в Министерстве транспорта, программы «не были утверждены Росавиацией в установленном порядке».
Минтранс не разъясняет правовых оснований выдачи выпускникам ЮУрГУ свидетельств пилотов. В Росавиации только спустя четыре года поняли, что ошиблись? Как мы знаем, авиация – это та сфера, в которой цена ошибки может быть катастрофической.
Гармонизация норм и реабилитация пилотов
В Минобрнауки Александра Шишлова заверили, что Правительством РФ организована работа «по гармонизации норм воздушного законодательства и законодательства об образовании в части, касающейся подготовки авиационного персонала».
Что касается восстановления прав пилотов, лишенных свидетельств, у них появилась законная возможность вернуться в небо. Минтрансом утверждена дополнительная типовая программа «Подготовка авиационного персонала для подтверждения уровня, соответствующего требованиям к обладателю свидетельства коммерческого пилота гражданской авиации». Она разработана для лиц, не прошедших подготовку по утвержденным программам, но имеющих ранее полученные знания и умения по выполнению полетов.
В разных регионах продолжаются судебные разбирательства по исковым заявлениям с требованиями признать приказы Росавиации об аннулировании летных свидетельств выпускников авиационного учебного центра «ЧелАвиа» незаконными.
В целом, история, тянувшаяся более двух лет, завершается гармонизацией законодательства и реабилитацией пилотов. Вот только далеко не все летчики, лишенные возможности летать и вынужденные как-то устраивать свою жизнь на земле, после случившегося готовы вернуться в профессию. Дмитрий В. уже не готов. Кто возместит почти два миллиона рублей, потраченные им на бесполезный «документ об образовании установленного образца»? Ответ на этот вопрос придется искать в суде. Специалисты аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге готовы оказывать Дмитрию правовую поддержку.