В законодательство Санкт-Петербурга собираются вернуть нормы, ущемляющие социальные права бездомных. Полгода назад положения нормативных правовых актов городского правительства, которые неправомерно сужали установленные Социальным кодексом меры государственной поддержки людей без определенного места жительства, были признаны несоответствующими Уставу Санкт-Петербурга и перестали действовать. Однако в настоящее время вновь рассматривается проект поправок, дискриминирующий бездомных. В защиту их прав петербургский омбудсмен Александр Шишлов обратился к главе города Александру Беглову.
В марте Уставный суд Санкт-Петербурга признал, что пункт 1 положения «Об учете граждан РФ без определенного места жительства», утвержденного постановлением городского правительства от 17 августа 2007 года №1010, не соответствует Уставу «в той части, в которой связывается постановка граждан без определенного места жительства на учет и, следовательно, получение ими социальной помощи с наличием у них последней регистрации в Санкт-Петербурге». Суд также решил, что Уставу не соответствуют требование пункта 3.2 данного положения о предоставлении документа, подтверждающего факт последней регистрации (прописки) по месту жительства в Санкт-Петербурге (Ленинграде). Рассмотрение этого дела стало последним для Уставного суда Санкт-Петербурга в связи с его упразднением.
В ходе судебного разбирательства была представлена правовая позиция Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. Омбудсмен, в частности, обращал внимание Уставного суда, что положением «Об учете граждан РФ без определенного места жительства» возникновение у гражданина без определенного места жительства прав на социальную поддержку и юридическую помощь неправомерно ограничивается наличием последней регистрации (прописки) по месту жительства в Санкт-Петербурге (Ленинграде), и исключается их получение гражданином без определенного места жительства, имевшим последнее место жительства в Санкт-Петербурге (Ленинграде), но не имевшим регистрации по этому месту жительства.
Уставный суд признал, что указанные нормы влекут ограничение прав граждан, признанных законом (Социальным кодексом Санкт-Петербурга) получателями мер социальной поддержки: «Установление законодателем Санкт-Петербурга мер социальной поддержки для граждан Российской Федерации без определенного места жительства свидетельствует о принятии Санкт-Петербургом обязанности по предоставлению указанных мер. Соответственно, и механизм исполнения органами государственной власти Санкт-Петербурга данной обязанности не должен быть таковым, чтобы им ограничивались права указанных граждан или сужался круг лиц, уже признанных законом Санкт-Петербурга в качестве получателей этих мер».
Полный текст постановления Уставного суда Санкт-Петербурга
Пункты 1 и 3.2 Положения «Об учете граждан РФ без определенного места жительства», признанные не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга, прекратили действие в марте 2021 года. Однако в настоящее время на сайте Администрации Санкт-Петербурга размещен законопроект «О внесении изменений в отдельные Законы Санкт-Петербурга в сфере социальной поддержки граждан без определенного места жительства», принятие которого вновь сузит круг получателей мер социальной поддержки из числа бездомных.
Проектом предусмотрено предоставление мер социальной поддержки гражданам без определенного места жительства при наличии «последней регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге (Ленинграде)». И это при том, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией.
В законопроекте также уточняются категории бездомных, которые могут получать меры социальной поддержки, установленные Социальным кодексом Санкт-Петербурга (Закон от 22.11.2011 № 728-132). Предлагаемая редакция, в частности, лишает помощи граждан, признанных нуждающимися и зарегистрированных по месту пребывания в учреждениях социального обслуживания. В таком же положении окажутся бездомные, которым временно (на период предоставления специальной социальной защиты) предоставляются жилые помещения по договорам безвозмездного пользования (они вправе зарегистрироваться там по месту пребывания).
По оценкам Уполномоченного принятие законопроекта в нынешней редакции неизменно повлечет ущемление социальных прав бездомных. Омбудсмен направил губернатору Санкт-Петербурга свои рекомендации по изменению проекта.