04.12.2017
Сегодня в Санкт-Петербурге на площадке общественной правозащитной организации «Гражданский контроль» состоялся круглый стол «Роль гражданского общества в стратегической судебной защите». Мероприятие было организовано автономной некоммерческой организацией «Институт права и публичной политики» и общественной правозащитной организацией «Солдатские матери Санкт-Петербурга» при поддержке Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г. Ольденбургского.
Открыла круглый стол для правозащитных НКО, общественных защитников и профессиональных адвокатов руководитель проекта «Содействие участию гражданского общества в общественно значимых конституционных судебных процессах в России», директор Института права и публичной политики Ольга Сидорович. С приветствием к участникам дискуссии обратился Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов.
Омбудсман напомнил о роли в формировании современной стратегической судебной защиты в Петербурге Российского комитета адвокатов в защиту прав человека, созданного в 1991 году по инициативе Юрия Шмидта.
По оценкам Александра Шишлова, дело обвиненного в разглашении государственной тайны за подготовку доклада «Северный флот — потенциальный риск радиоактивного загрязнения региона» Александра Никитина, которое в середине 90-х годов вел Юрий Шмидт, стало одним из первых фактически «прецедентных» судебных дел в новейшей российской истории — оно не только повлияло на российское законодательство и правоприменительную практику в целом ряде областей (от права на защиту до права на доступ к информации), но и установило новый подход к использованию судебных механизмов для защиты прав человека. Рассмотрение судебного дела сопровождалось широкомасштабной кампанией в национальной и международной прессе, пристальным вниманием общественности, привлечением депутатов Государственной Думы РФ, независимых экспертов. В 2000 году Александр Никитин был оправдан Верховным судом РФ по всем статьям обвинения.
«В сферу стратегической судебной защиты сегодня вовлечены и адвокаты, и правозащитные организации, и гражданские активисты, и институт уполномоченных по правам человека. <…> Объективно участники могут иметь различные, в том числе и несовпадающие интересы. <…> Очевидно, что и адвокаты, добиваясь значимых результатов в защите своих клиентов, далеко не всегда заинтересованы «делиться» своими победами и успехами. Однако для заметного повышения эффективности стратегической судебной защиты иной путь, чем развитие взаимодействия, координации, обмена опытом, вряд ли может быть предложен», – отметил петербургский омбудсман.
В ходе круглого стола обсуждались модели участия представителей правозащитных организаций и омбудсманов в судебной защите общественных интересов и прав неопределенного круга лиц, проблемные аспекты рассмотрения дел о дискриминации в Конституционном Суде России и Европейском Суде по правам человека, опыт стратегической судебной защиты трудовых прав, прав людей, живущих с ВИЧ, и др.