10.11.2020
Со 2 по 9 ноября к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Александру Шишлову поступило 201 обращение (с начала апреля – 3965), связанное с действием в городе режима повышенной готовности из-за распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). По всем жалобам проводятся проверки.
Быстрое ухудшение эпидемической ситуации и постепенное введение ограничений
Эпидемическая ситуация в Санкт-Петербурге продолжает ухудшаться. По официальным данным, 3 ноября в городе был преодолен порог в тысячу новых инфицированных COVID-19 за сутки, 9 ноября суточный прирост заразившихся составил уже 1403. Для приема пациентов с COVID-19 вновь начинают перепрофилировать федеральные и ведомственные клиники. Так, с 6 ноября ковидным опять стал Северо-Западный окружной научно-клинический центр им. Соколова (бывшая 122-я больница). 7 ноября глава Комитета по здравоохранению Дмитрий Лисовец сообщил о «рекордном» количестве госпитализаций с коронавирусом за сутки – 805 человек (9 ноября в ковидные стационары были доставлены 669 человек).
Система здравоохранения перегружена, что подтверждают обращения, поступающие к петербургскому омбудсмену. Люди жалуются на сложности с получением как плановой, так и экстренной медицинской помощи, с приобретением назначенных для лечения коронавируса рецептурных препаратов, на длительное ожидание участковых врачей и бригад скорой помощи, на отказы в назначении дополнительных обследований при признаках инфекционных заболеваний. Для получения высокотехнологической медицинской помощи по квоте девушке, приехавшей для лечения из Екатеринбурга, потребовалось содействие Уполномоченного.
По поручению главы Минздрава Михаила Мурашко в Санкт-Петербург «для оказания организационно-методической поддержки властям города в связи с ростом заболеваемости новой коронавирусной инфекцией» были направлены первый замминистра Игорь Каграманян и помощник министра Оксана Гусева. Консультации с руководством города, в частности, по вопросам бесплатного обеспечения амбулаторных больных COVID-19 лекарствами, проводились 8 и 9 ноября.
На фоне быстрого роста заболеваемости Правительство Санкт-Петербурга по-прежнему стремится избежать введения жестких карантинных мер. Новые ограничения вводятся постепенно, избирательно и зачастую непоследовательно.
С 9 ноября приостановлена деятельность фуд-кортов, фуд-плейсов и детских игровых комнат в торгово-развлекательных центрах (в кафе и ресторанах игровые комнаты для детей по-прежнему открыты).
До конца декабря государственные организации, оказывающие услуги дополнительного образования, обязали работать дистанционно. При этом общеобразовательные, спортивные и музыкальные школы, а также школы искусств после продленных на неделю осенних каникул продолжили обучение в очной форме. В ряде учебных заведений из-за нехватки педагогов, многие из которых находятся на больничном, часть уроков проводится в дистанционном формате.
С 6 ноября у родителей школьников есть возможность выбора между посещением их детьми учебных заведений и домашним обучением (по заявлению на имя директора образовательной организации). Ранее вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина заявляла о создании в городе единой виртуальной образовательной системы («параллельного образовательного процесса» для учеников 5-11 классов), однако к началу второй четверти «дистант по желанию» не заработал. По данным Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и информационных технологий, видеоуроки для учеников, «перешедших на смешанный формат обучения», должны стать доступны с 16 ноября.
По оценкам вице-губернатора Санкт-Петербурга Евгения Елина, решения об обязательном переводе учащихся 5-11 классов на дистанционное обучение, а также об обязательной самоизоляции людей старше 65 лет и с хроническими заболеваниями «с высокой степенью вероятности» могут быть приняты в ближайшее время.
С 9 по 29 ноября введен запрет на массовые мероприятия (за исключением культурных, зрелищных и спортивных) численностью более 70 человек в помещениях. Уличные массовые мероприятия по-прежнему разрешены, кроме любых публичных акций, включая одиночные пикеты.
Александр Шишлов неоднократно заявлял, что в условиях пандемии COVID-19 ограничение проведения массовых мероприятий обоснованно, т.к направлено на защиту прав граждан на жизнь и здоровье, но применение таких противоэпидемических мер должно быть последовательным. Омбудсмен обращал внимание руководства города на непоследовательность решений о разрешении одних массовых мероприятий и запрете других, подчеркивая, что «конституционное право на свободу собраний ограничено без достаточных оснований». Позиция Уполномоченного, к сожалению, не была поддержана – в новой редакции Постановлений Правительства Санкт-Петербурга № 121 сохранен полный запрет только на уличные публичные мероприятия.
Данное ограничение не позволило представителям коммунистических партий и движений провести посвященные годовщине Октябрьского переворота 1917 года митинги, пикеты и шествие в согласованном формате (с использованием средств наглядной агитации, звукоусиления и т.д.). Однако гражданские активисты, пришедшие 7 ноября на площадь Ленина и к крейсеру «Аврора», смогли беспрепятственно собраться и возложить цветы к революционным памятникам (подробнее – в отчете представителя Уполномоченного). По оценкам наблюдавшего за проведением данных акций советника петербургского омбудсмена Андрея Толмачева, сотрудники правоохранительных органов не только эффективно обеспечивали общественный порядок и не препятствовали реализации прав граждан на свободу собраний, но и содействовали соблюдению противоэпидемических мер – раздавали одноразовые медицинские маски тем участникам, которые были без них, не допускали большого скопления людей.
Защита прав медиков
С 13 июля в аппарате Уполномоченного работает телефонная горячая линия для сообщений о возможных нарушениях прав медицинских работников и других сотрудников городских учреждений здравоохранения в условиях эпидемии коронавируса.
Большинство полученных обращений связаны с отказами в признании сотрудников медицинских учреждений пострадавшими вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией, а также с отказами в предоставлении единовременной выплаты медикам, признанным пострадавшими.
3 ноября Уполномоченный обратился к председателю Комитета по социальной политике (КСП) Александру Ржаненкову с рекомендациями по расширению состава и изменению порядка голосования в созданной при ведомстве Комиссии по обжалованию решений об отказе в единовременных выплатах медицинским работникам. Предложения омбудсмена были сформулированы по итогам первого заседания Комиссии, состоявшегося 30 октября.
Александр Шишлов считает, что для принятия объективных и всесторонне взвешенных решений в состав межведомственной конфликтной комиссии при КСП должны быть включены не только представители государственных органов, но и медицинского сообщества, профсоюзных организаций. Уполномоченный также предлагает учитывать при голосовании позицию каждого ведомства (организации) не более чем одним голосом.
В настоящее время в этот коллегиальный орган входят четыре представителя КСП и по одному – от Комитета по здравоохранению, аппарата Уполномоченного и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Секретарь Комиссии не участвует в голосовании.
По оценкам Александра Шишлова, основной задачей созданной при КСП конфликтной комиссии должно быть разрешение споров в интересах пострадавших медиков, однако первое же заседание показало обратное.
Было рассмотрено пять обращений медиков, которые признаны пострадавшими вследствие оказания помощи пациентам с COVID-19, однако получили отказ в назначении единовременной выплаты. Две жалобы на отказы в единовременных выплатах были поданы сотрудниками Городской станции скорой медицинской помощи (по данным КСП, в аналогичной ситуации находятся еще 70 сотрудников подстанций скорой помощи).
К сожалению, в городе отсутствует единая практика предоставления единовременных выплат диспетчерам скорой помощи. Некоторые медики и члены семей умерших получили выплаты, а их коллегам, проживающим в других районах, было отказано. В КСП и отделах социальной защиты ряда районных администраций настаивают, что эти сотрудники не входят в непосредственный контакт с инфицированными пациентами и не могут претендовать на выплаты. В Комитете по здравоохранению считают, что оказание скорой медицинской помощи заболевшим коронавирусом начинается с работы диспетчера, принявшего вызов. Данной позиции придерживается и Уполномоченный. Омбудсмен также неоднократно подчеркивал, что эти медицинские работники имеют право на единовременные выплаты, так как подвергаются повышенному риску заражения коронавирусом из-за постоянного взаимодействия с бригадами «скорых», которые перевозят больных людей. Однако добиться данной дополнительной меры государственной поддержки получилось далеко не у всех заболевших сотрудников подстанций скорой помощи. Так, родственники скончавшегося вследствие заражения коронавирусом старшего врача Центральной подстанции Владимира Маньковича получили единовременную выплату только после общественного резонанса, вызванного публикациями СМИ (первоначально им было отказано).
Рассмотрев обращения двух сотрудников Городской станции скорой помощи, члены Комиссии простым большинством голосов подтвердили, что отказы в выплатах были вынесены правомерно. Представитель Уполномоченного Екатерина Шабанова выразила его позицию, проголосовав против такого решения, но оказалась в меньшинстве.
В трех других случаях члены Комиссии приняли решение направить акты о признании медицинских работников пострадавшими в учреждения, которые их оформляли, для уточнения обстоятельств заражения.
Защита прав пациентов психиатрических стационаров
В сфере особого внимания омбудсмена соблюдение прав граждан в местах принудительного содержания, в т.ч. в психиатрических стационарах. Необходимость усиленного дополнительного контроля за обеспечением прав и законных интересов людей с психическими расстройствами в больницах продиктована временным запретом на посещение их родственниками.
В партнерстве с Российским исследовательским центром по правам человека, Независимой психиатрической ассоциацией России и Институтом прав человека петербургский омбудсмен участвует в проекте «Предотвращение пыток и жестокого обращения в местах принудительного содержания людей с психическими расстройствами».
В аппарат Уполномоченного поступила жалоба неправительственной организации «Гражданская комиссия по правам человека» на недопуск адвокатов к людям, находящимся на принудительном лечении в Городской психиатрической больнице № 3 им. Скворцова-Степанова и Психиатрической больнице Святого Николая Чудотворца. Омбудсмен инициировал прокурорские проверки (их проводят прокуратуры Адмиралтейского и Приморского районов) и обратился к председателю Комитета по здравоохранению Дмитрию Лисовцу за содействием в устранении и предупреждении подобных нарушений конституционных прав на получение юридической помощи гражданами, находящимися в стационарах психиатрического профиля.
Недоступность внесудебного банкротства для людей без регистрации по месту жительства
Александр Шишлов обратился к Председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Мишустину с рекомендацией поручить Министерству экономического развития подготовить изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», устраняющие дискриминацию людей без определенного места жительства. Выявить несовершенство законодательства омбудсмену помогло поступившее к нему обращение гражданина, которому было отказано во внесудебном банкротстве из-за отсутствия регистрации по месту жительства (пребывания).
Благодаря поправкам в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», вступившим в силу 1 сентября 2020 года, гражданин может быть признан банкротом во внесудебном порядке. Норма также распространяется и на индивидуальных предпринимателей. Этим правом можно воспользоваться, если общий размер денежных обязательств составляет не менее 50 тыс. и не более 500 тыс. рублей. Для инициации процедуры необходимо подать в многофункциональный центр (МФЦ) заявление установленного образца. Если все условия для внесудебного банкротства выполнены, информацию вносят в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
Законодательная новелла позволяет должникам освобождаться от невыполнимых для них обязательств без участия суда и финансового управляющего. Основная цель упрощенного банкротства — позволить гражданам списывать долги без существенных затрат на обеспечение самой процедуры. Однако это нововведение оказалось недоступно для людей без определенного места жительства — из-за отсутствия регистрации по месту жительства (пребывания) в Санкт-Петербурге.
Проанализировав действующую нормативную базу, Уполномоченный пришел к выводу, что требование о наличии регистрации нарушает права граждан без определенного места жительства на признание их банкротами во внесудебном порядке, и обратился в Правительство РФ с рекомендацией устранить дискриминацию в данной сфере. Омбудсмен напомнил, что Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 02.02.1998 № 4-П указывал: факт регистрации или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных действующим законодательством.
***
Для снижения рисков распространения коронавирусной инфекции аппарат Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге временно перешел на дистанционную форму работы с заявителями. Приостановлен очный прием, за исключением случаев, когда требуется незамедлительная правовая помощь, которую нельзя оказать удаленно.
Согласовать удобную для заявителя форму дистанционной работы можно по телефону +7(812)241-46-77, а также по электронной почте mail@upchspb.ru или в переписке на официальной странице Уполномоченного в социальной сети Facebook.
На сайте upchspb.ru можно получить правовую консультацию юристов аппарата Уполномоченного (форма «Вопрос-ответ») и обратиться к омбудсмену (форма «Подать заявление»).
Обращение можно также отправить по почте (190900, Санкт-Петербург, BOX1137), однако для снижения риска заражения коронавирусной инфекцией просим использовать почтовый способ подачи заявления лишь в крайнем случае, когда нет возможности сделать это в электронной форме.