11.08.2020
Привыкать к новым правилам жизни, принесенным коронавирусной инфекцией, всем было непросто. Особенно в первое время после введения ограничений в таком мегаполисе как Санкт-Петербург. И все же большинство жителей отнеслись к этому с пониманием и добросовестно выполняли установленные запреты и предписания. Однако должностные лица одного студенческого общежития дошли в своем желании не допустить распространение COVID-19 до абсурда – выгнали иногороднюю студентку за отсутствие в корпусе более суток. Как будто боролись не с вирусом, а с людьми…
С началом действия в городе режима повышенной готовности высшие учебные заведения прекратили занятия по очной форме. Не стал исключением и вуз Арины – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге. В «докаронавирусные» времена девушка подрабатывала в свободное от учебы время и после перехода на дистанционную форму обучения решила домой не уезжать, тем более, что трудовую деятельность можно было продолжить.
Петербургский филиал Высшей школы экономики по договоренности расселяет своих слушателей в Межвузовском студенческом городке. Арина жила в корпусе, находящемся в ведении Академии транспортных технологий. После введения в городе ограничений порядки в общежитии существенно изменились. Выселяться не требовали, но настоятельно рекомендовали «добровольно самоизолироваться» – то есть сидеть в комнатах и никуда не выходить. А чтобы стимулировать эту самую добрую волю, принуждали писать объяснительные всех, кто покидает корпус даже на несколько часов. Так как работа Арины не была удаленной, девушка стала злостным нарушителем режима. Выглядело все это странно, учитывая добровольный характер самоизоляции. Но когда Арине довелось отсутствовать в общежитии более суток, ее попросту выселили…
«Мне запретили проживание в корпусе после того как я отсутствовала в нем более суток. Охрана и заместитель директора по охране отказались предоставлять официальный приказ… Они аргументировали запрет тем, что так указано на сайте Беглова…», - написала Арина в обращении к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Александру Шишлову.
Специалисты аппарата Уполномоченного сразу связались с Ариной и выяснили, что она не осталась без крыши над головой - вуз предоставил ей другое место проживания. Однако действия администрации общежития вызвали множество вопросов. Александр Шишлов предложил директору Академии транспортных технологий провести проверку и принять меры к восстановлению нарушенного права на проживание.
В качестве обоснования действий администрации общежития из образовательного учреждения петербургскому омбудсмену поступила копия объявления, в котором сообщалось о правилах проживания в период повышенной готовности, в частности:
«Дополнительно уведомляем проживающих о том, что на территории города федерального значения Санкт-Петербург введен режим самоизоляции, поэтому отсутствие в общежитии более суток расценивается как выезд с сохранением места закрепленного за нанимателем на основании договора о найме специализированного жилого помещения, возврат для дальнейшего проживания возможен только после снятия всех ограничительных мер, вынесенных в период пандемии».
Изучив договор о найме специализированного жилого помещения, а также нормативную базу, специалисты аппарата Уполномоченного пришли к выводу, что у должностных лиц общежития нет полномочий вводить подобные «правила», затрагивающие права и законные интересы проживающих в общежитии.
А главное – как и кого эти «правила» могли защитить от заражения каронавирусом? Что за мистический период отсутствия продолжительностью в одни сутки, после которого человек становится настолько опасен, что его нельзя допустить в общежитие и можно лишить крыши над головой?
К восстановлению прав проживающих в общежитии Уполномоченный привлек органы прокуратуры.
«У руководства СПб ГБПОУ “Академия транспортных технологий” не имелось правовых оснований для ввода ограничительной меры в виде выселения из общежития гражданина, зарегистрированного по данному адресу по месту пребывания. Действующим законодательством не установлено никаких ограничений в части запрета на проживание в случае отсутствия в корпусе более суток», - написано в обращении омбудсмена к прокурору Фрунзенского района.