13.08.2020
Ситуация с признанием 89-летней Валентины Карповой жителем блокадного Ленинграда благополучно завершилась при содействии Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге
Александра Шишлова. О волоките и упорстве чиновников, находящих различные фантастические предлоги для отказов пожилой женщине в получении знака, омбудсмен узнал в июле 2020 года из
публикации «Фонтанки» и обратился к председателю Комитета государственной службы и кадровой политики
Андрею Михайлову,
изложив свою правовую позицию по данному вопросу. Доводы Уполномоченного были восприняты.
Вчера из наградного отдела Комитета, обеспечивающего реализацию Губернатором Санкт-Петербурга полномочий в сфере государственных наград, сообщили: «Вопрос о вручении Карповой Валентине Андреевне знака “Жителю блокадного Ленинграда” решен положительно».
Напомним, до вмешательства омбудсмена должностные лица наградного отдела сомневались в продолжительности нахождения Валентины Карповой в Ленинграде до мая 1943 года, когда ее обнаружили в квартире умерших в 1942 году родителей и отправили с детским домом в эвакуацию (знак «Жителю блокадного Ленинграда» вручается тем, кто с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года находился в городе не менее четырех месяцев, что необходимо документально подтвердить). Смущало сотрудников наградного отдела и несовпадение в выписках из архивов названий одного и того же переулка, где Валентина Андреевна с 1930 года жила с отцом и матерью (тогда пер. Чубарова) и откуда в 1943 году была доставлена в приемник-распределитель НКВД как безнадзорный ребенок (уже с Транспортного пер.).
В аппарате Уполномоченного, внимательно изучив документы
Валентины Карповой (до замужества Трифоновой) и отрицательные заключения органов государственной власти, пришли к выводу о нарушении ее права на получение знака «Житель блокадного Ленинграда» и, соответственно,
мер социальной поддержки.
По оценкам Уполномоченного, предоставленные в наградной отдел документы полностью соответствуют требованиям пункта 2
Положения о знаке «Жителю блокадного Ленинграда». Основанием для вручения знака являются справка о прописке и другие документы, подтверждающие проживание в городе с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года не менее четырех месяцев. Согласно действующему в те годы законодательству местожительством несовершеннолетних признавалось местожительство их родителей (статья 11 Гражданского кодекса РСФСР 1922 года). Факт проживания Валентины Андреевны вместе с родителями в Ленинграде подтвержден. В домовых книгах прописки граждан с 1933 по 1974 годы по адресу: ул. Лиговская, д. 86/1 (он же пер. Чубарова, д. 1) в квартире № 16 значатся отец А.К. Трифонов (выбыл 4 января 1942 года, умер), мать О.Н. Трифонова (выбыла 5 июля 1942 года, умерла) и дочь В.А. Трифонова, 1930 г.р. (дата выбытия не указана).Факт нахождения несовершеннолетней без родителей на территории блокадного Ленинграда подтвержден удостоверением на беспризорного-безнадзорного. Из документа следует, что последнее постоянное место жительства Валентины Андреевны – г. Ленинград, Транспортный пер., 1, кв. 16. 19 мая 1943 года она была доставлена оттуда в приемник-распределитель НКВД и направлена в детский дом № 49, 27 июля 1943 года - эвакуирована в Чувашскую АССР.
В обращении к председателю Комитета государственной службы и кадровой политики в защиту прав Валентины Карповой Уполномоченный подчеркнул, что «очевидно, что до 5 июля 1942 года девочка жила в Ленинграде вместе с матерью и оказалась без присмотра в связи с ее смертью». Предположение, что она отсутствовала в блокадном городе и вернулась в него менее чем за четыре месяца до обнаружения и помещения в детский дом, кажется омбудсмену абсурдным и ничем не обоснованным.
Александр Шишлов также счел «избыточным» запрос из архива сведений о переименовании Чубарова переулка в Транспортный, так как для подтверждения факта нахождения Валентины Карповой в блокадном Ленинграде нет необходимости устанавливать, по какой причине разнятся названия улиц, главное, что в удостоверении правильно указано название города.
Правовая позиция омбудсмена была поддержана. Александр Шишлов и сотрудники его аппарата поздравляют Валентину Андреевну с получением статуса, который был выстрадан дважды: в осажденном городе и в борьбе с бюрократической машиной.