14.01.2015
Президент России Владимир Путин представил на рассмотрение Государственной Думы законопроекты о внесении изменений в федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и в отдельные федеральные законы в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека. Первая в 2015 году законодательная инициатива направлена на развитие единой системы государственной правозащиты, расширение функций и укрепление статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и региональных уполномоченных по правам человека.
Внесенные документы стали результатом совместной работы Администрации Президента Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, предварительных консультаций с региональными омбудсманами, анализа практики правоприменения федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и законов российских субъектов, регулирующих деятельность институтов государственной правозащиты.
5 декабря 2014 года на встрече с уполномоченными по правам человека и российскими правозащитниками в Кремле Владимир Путин заявил о необходимости актуализации нормативной базы, регулирующей деятельность государственных правозащитных институтов, в частности, федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». «Речь идёт о повышении статуса и укреплении гарантий работы региональных уполномоченных, – уточнил Президент. – <…>Мы все должны понимать, насколько важна работа этого сообщества, которое руководствуется исключительно интересами людей и защищает их права, опираясь на свои полномочия, закон и на свою совесть. Нужно ценить их непредвзятые, основанные на постоянных контактах с гражданами устремления к наведению порядка и к справедливости». Озвученная Президентом Российской Федерации позиция была отражена в первой же законодательной инициативе, представленной им на рассмотрение Государственной Думы в 2015 году.
Так, законопроектами предлагается расширить права региональных омбудсманов в сфере взаимодействия с государственными органами и должностными лицами. В соответствии с внесенными поправками, при рассмотрении жалоб уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина территориальными управлениями федеральных органов исполнительной власти, а также учреждениями и организациями федерального подчинения. В настоящее время региональные омбудсманы осуществляют свои полномочия в отношении органов государственной власти и должностных лиц субъекта Российской Федерации, однако значительная часть поступающих к уполномоченным жалоб касается деятельности территориальных управлений федеральных органов власти.
Согласно внесенным Президентом поправкам, Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации назначается (избирается) на должность и освобождается от должности законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации только после согласования с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.
Данные изменения призваны укрепить независимость уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, защитить от давления, избежать случаев досрочного освобождения от должности омбудсманов, критикующих деятельность властей (в документе приведен исчерпывающий перечень оснований для прекращения полномочий), а также назначения (избрания) «лояльных к власти» уполномоченных. Отсутствие федерального регулирования в сфере деятельности региональных омбудсманов в апреле 2013 года привело к тому, что Законодательная Дума Томской области выразила недоверие местному уполномоченному сразу после его ежегодного доклада. В сентябре 2014 года назначение и утверждение нового московского омбудсмана состоялось внезапно, без обсуждения с экспертным, правозащитным сообществом. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Элла Памфилова тогда выразила недоумение по поводу процедуры назначения, назвав ее «абсолютно недемократичной, закрытой и стремительной».
Проекты федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека».