16.06.2020
За помощью к Уполномоченному обратился петербуржец, пострадавший в истории российского масштаба. В своей беде он не одинок – его собратьев по несчастью более шести десятков из разных регионов страны. После двух лет мытарств по всем инстанциям, он еще надеется восстановить справедливость. Парадоксально в этой ситуации то, что виной всему – нарушения со стороны организаций, в том числе и государственных. А поплатились за все это обычные люди, которые честно выполняли свои обязательства и мечтали быть пилотами…
Дмитрий В. проходил программу подготовки коммерческих пилотов в Южно-Уральском государственном университете и в авиационном учебном центре «ЧелАвиа». После успешного завершения обучения он подал документы в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), на основании которых 1 августа 2014 года получил свидетельство пилота. Однако через 4 года ведомство аннулировало документ, выданный Дмитрию, с формулировкой «за предоставление недостоверных сведений». Недействительными были признаны свидетельства еще нескольких десятков выпускников Университета.
Возмутили Дмитрия и его сокурсников не только жесткие санкции, но и сам посыл о дезинформации со стороны пилотов. В последующих судебных разбирательствах выяснилось, что под «недостоверными сведениями» подразумевались дипломы пилотов о полученном образовании. Оказалось, что Южно-Уральский госуниверситет и «ЧелАвиа» не имели соответствующих сертификатов и лицензий для обучения. Это реабилитировало претендентов на летные свидетельства, но не решало главной проблемы – документов, дающих право работать пилотом, им возвращать никто не собирался.
«Единственными, кто пострадал в подобной ситуации, оказались мы, граждане Российской Федерации, которые, воспользовавшись информацией с официального сайта государственного органа, прошли обучение в Центре, рекомендованном Росавиацией для подготовки коммерческих пилотов. Каждому из нас это стоило год жизни и около двух миллионов рублей», - пишет Уполномоченному Дмитрий. Немалая цена, особенно если добавить разочарование от лишения права управлять самолетом. Ведь профессия летчика из тех, о которых мечтают с детства…
Куда он только не обращался, какие только доводы не приводил. Все инстанции – надзорные и судебные, сходились в том, что учреждения, занимавшиеся подготовкой, делали это, не имея необходимых документов. При этом в апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда записано: «Государству в лице Росавиации изначально было известно о том, что Университет осуществляет образовательную деятельность по программам дополнительного профессионального образования без сертификата авиационного учебного центра».
Первые сложности у Университета начались в 2016 году. А в феврале 2018 года произошла катастрофа Ан-148 в Подмосковье. Выяснилось, что второй пилот этого самолета окончил Южно-Уральский государственный университет, а лётную подготовку проходил на базе авиационного учебного центра «ЧелАвиа». Начались проверки, и в апреле 2018-го Росавиация аннулировала свидетельства Дмитрия и других пилотов.
Подведем итог. Образовательное учреждение несколько лет готовило пилотов, не имея на это права. Курирующая этот вопрос Росавиация была в курсе и ничего не предпринимала. А поплатились за это обыкновенные люди, которые честно учились, платили немалые деньги и лишились профессии. Даже если виновных должностных лиц нашли и наказали, это не вернет Дмитрию и другим выпускникам ни времени, ни денег, ни права быть пилотом.
Изучив материалы, предоставленные заявителем, петербургский Уполномоченный направил обращение Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину. Александр Шишлов попросил оказать содействие в разрешении сложившейся ситуации с учетом интересов граждан, безвинно пострадавших в результате нарушений со стороны образовательного учреждения и действий государственной структуры.
«К сожалению, в настоящее время остаются нерешенными проблемы восстановления прав выпускников Университета. Если есть сомнения в качестве их подготовки, нужно предоставить людям возможность пройти переаттестацию или весь курс обучения бесплатно, - отметил петербургский Уполномоченный. – Генеральная прокуратура поставила перед Минтрансом РФ вопрос об организации переобучения пилотов, у которых были аннулированы свидетельства. В представлении указан срок - до 31.12.2021 года, однако было бы справедливо ускорить принятие этого решения и не заставлять людей терять еще несколько лет своей жизни…».