Сегодня в Москве председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Российской Федерации Элла Памфилова провела рабочую встречу с экспертами по вопросу голосования на выборах в течение нескольких дней подряд на сентябрьских выборах 2021 года. Петербургский омбудсмен Александр Шишлов выступил на встрече с предложением к ЦИК не принимать решение о многодневном голосовании, представив опыт мониторинга за его проведением в 2020 году в Санкт-Петербурге.
По мнению Александра Шишлова, многодневное голосование чревато потерей контроля со стороны Центризбиркома за чистотой выборов. Омбудсмен подчеркнул, что важнейшая задача, которая сейчас стоит перед избирательной системой – вернуть доверие к институту выборов, а принятие решения о многодневном голосовании – «это прямая компетенция и прямая ответственность ЦИК России».
Текст выступления Александра Шишлова:
Вчера я разговаривал с Александром Николаевичем Сокуровым, он просил передать Вам, Элла Александровна, свою крайнюю обеспокоенность возможностью проведения трехдневного голосования.
Исходя из многолетнего опыта мониторинга реализации в Санкт-Петербурге избирательных прав, возможность принятия решения о многодневном голосовании вызывает большую тревогу. Многодневное голосование чревато потерей контроля со стороны Центризбиркома за чистотой выборов.
А ведь важнейшая задача, которая сейчас стоит перед избирательной системой – вернуть доверие к институту выборов.
По данным недавнего опроса ВЦИОМ (март 2021) 29% респондентов сомневаются в честности выборов. А 8% имеют личный негативный опыт, связанный с жульничеством на выборах.
Согласно опросу Левада-центра 37 % опрошенных оценили региональные выборы в сентябре 2020 как нечестные (причем динамика отрицательная – в 2019 г. было 35 %).
Для сравнения – в соседней с Санкт-Петербургом Финляндии, когда-то не самой развитой окраиной Российской империи, считают выборы честными 89 % граждан, а сомневаются в их честности – 9 %.
Недоверие к выборам складывается из разных причин (сложность выдвижения кандидатов, «фильтры», доступ к СМИ, неравенство при проведении агитации пресловутый «административный ресурс», безнаказанность нарушителей). Многие из них предопределены законодательством и влиять на них ЦИК не может. Но сегодня мы обсуждаем один конкретный вопрос – возможность проведения многодневного голосования. Особенность этого вопроса – его решение находится полностью в компетенции ЦИК, и именно решение ЦИК определит, будет ли в сентябре применяться еще один механизм, разрушающий доверие к выборам.
Одним из аргументов в пользу многодневного голосования является охрана здоровья граждан в условиях пандемии, однако в прошлом году уже накоплен опыт обеспечения безопасности участников голосования.
А главное – этот аргумент представляется абсолютно надуманным в контексте сегодняшних противоэпидемических мер. Так, в Санкт-Петербурге сейчас разрешено проводить массовые мероприятия (культурные, зрелищные) с количеством участников до 3000 – это несравнимо больше числа избирателей, одновременно находящихся на избирательном на участке.
Основным аргументом в пользу трехдневного голосования является расширение возможностей участия в голосовании, повышение явки.
И это, на первый взгляд, подтверждается результатами прошлогоднего общероссийского голосования. Так, в Санкт-Петербурге, согласно данным ЦИК, 59% петербуржцев, принявших участие в общероссийском голосовании, посетили избирательные участки до 01.07.2020.
Однако, по мнению многих членов избирательных комиссий Санкт-Петербурга, столь высокая явка была достигнута путем банальных фальсификаций, возможность которых облегчалась именно многодневным голосованием.
Накануне основного дня голосования – 1 июля – в десятках избирательных комиссий были обнаружены ранее неучтенные ящики с бюллетенями, содержание которых сложно объяснить иначе, чем вбросами.
Приведу лишь два примера. В УИК № 10 при подсчете голосов из переносного ящика было извлечено около 250 бюллетеней, одинаково заполненных характерным типом «галочек».
На избирательном участке № 2216 (центр Петербурга, Пушкинская улица) при вскрытии переносного ящика для голосования, в котором бюллетени граждан, якобы голосовавших досрочно, хранились на протяжении всего периода голосования, обнаружено 450 бюллетеней с отметкой «да», и ни одного с отметкой «нет».
Важнейший фактор обеспечения доверия к результатам голосования – независимое наблюдение за работой избирательных комиссий.
Очень показателен пример трехдневного голосования дополнительных выборов в Саратовскую областную Думу 20.05.2021. В Волжском избирательном округе, где кандидатам удалось обеспечить постоянное наблюдение, явка составила 5,3% избирателей, а в Калининском и Ершовском округах в отсутствии наблюдателей официальная явка оказалась в 10 раз выше.
При этом в Санкт-Петербурге права наблюдателей и членов комиссий нарушаются от выборов к выборам.
Многие члены петербургских избирательных комиссий и наблюдатели заявляли в беспрецедентно большом числе «особых мнений» о том, что им отказывали в праве убедиться в точности исполнения избиркомами функций, особенно значимых при проведении многодневного голосования – в правильности ведения списков избирателей и своевременности внесения отметок о гражданах, подавших заявление о голосовании по месту нахождения или проголосовавших до основного дня голосования. Подобные нарушения являются плодородной почвой для фальсификаций.
Очевидно, что организация наблюдения в течение трех дней крайне затруднительна.
Есть и иные негативные стороны многодневного голосования.
Так, по данным ГАС «Выборы» 1718 из 1940 (88,6 %) участков для голосования в Санкт-Петербурге расположено в образовательных учреждениях, места их не менялись в течение многих лет, известны и привычны для избирателей. Проведение многодневного голосования не может не сказаться на учебном процессе.
Огромная нагрузка ляжет на членов избирательных комиссий, которые должны будут работать в течение 12 и более часов ежедневно на протяжении нескольких дней подряд. В Санкт-Петербурге одновременно с выборами депутатов Госдумы пройдут выборы в Законодательное Собрание. Процедура установления итогов голосования по четырем бюллетеням станет сложнее и длительнее в случае применения многодневного голосования, да еще в условиях недостаточной обеспеченности города КОИБами.
Значимой угрозой разрушения доверия к выборам является отсутствие законодательных гарантий неприкосновенности бюллетеней, в том числе из-за невозможности постоянного контроля за их многодневным хранением. Из-за многочисленных нарушений такого рода на выборах 2014 года в Санкт-Петербурге впоследствии не применялось досрочное голосование.
Существующее правовое регулирование не гарантирует сохранность бюллетеней при многодневном голосовании, в частности, не установлена обязанность комиссий использовать номерные сейф-пакеты, индикаторные пломбы, отсутствует защита идентичности средств хранения (как следствие, возможна их подделка).
К тому же при обнаружении нарушений порядка хранения бюллетеней (например, целостности сейф-пакетов или расхождения их номера с тем номером, который указан в акте, составленном при перемещении в пакет бюллетеней), решение об их судьбе принимает та самая комиссия, которая не обеспечила их неприкосновенность.
ЦИК России неоднократно указывал на неудовлетворительную работу избирательной системы Санкт-Петербурга. К сожалению, до настоящего времени нет никаких признаков изменения ситуации. Недавнее формирование ТИКов это лишь подтверждает.
Административный ресурс в Санкт-Петербурге уже начал применяться. Несколько дней назад в правительственном здании Невская ратуша при участии высокопоставленных сотрудников Администрации Санкт-Петербурга был проведен семинар для кандидатов от одной партии. Нет сомнений, что в случае многодневного голосования в Санкт-Петербурге неизбежны новые нарушения и подрыв доверия к институту выборов.
Опыт Петербурга показывает, что ЦИК, к сожалению, зачастую не может справиться ни с нарушителями, ни с административным ресурсом, применяемым для получения желаемых кому-то результатов голосования. Для противодействия нарушениям законодательство предоставляет Центризбиркому весьма ограниченный арсенал средств.
Однако принятие решения о проведении многодневного голосования на предстоящих выборах – это прямая компетенция и прямая ответственность ЦИК России. Решая, проводить ли многодневное голосование, ЦИК России фактически решает, открывать ли дополнительные возможности для фальсификаций или стремиться к проведению честных выборов.