Девятикомнатная коммунальная квартира в центре Санкт-Петербурга в 2012 году была признана непригодной для проживания из-за аварийного состояния несущих конструкций. С тех пор жильцы ждут капитального ремонта, который, как выяснили сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге Александра Шишлова, делать собирались, но так и не запланировали.
В своем коллективном обращении к петербургскому омбудсмену соседи по коммунальной квартире написали, что отчаялись самостоятельно добиться проведения капитального ремонта и опасаются, что прогнивший и прогнувшийся пол их жилища может рухнуть в любой момент.
Ознакомившись с заключением 2012 года о признании помещения непригодным для проживания, специалисты аппарата Уполномоченного убедились, что жильцы не преувеличивают. Согласно документу девятилетней давности квартира уже тогда не соответствовала требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, по причине «неудовлетворительного состояния несущих конструктивных элементов»: «балки и дощатое заполнение повреждены гнилью, состояние аварийное».
В районной администрации на запрос Уполномоченного ответили, что полный комплект документов, подтверждающих аварийное состояние квартиры, был направлен в Жилищный комитет в 2014 году, затем - разработана и согласована проектная документация. Однако для проведения работ необходимо, чтобы помещение включили в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов. Как стало известно из ответа, в краткосрочный план злополучная квартира не попала ни в 2015-м, ни в последующие годы.
В Жилищном комитете омбудсмену это объяснили «уменьшением объема государственной поддержки, направляемой на реализацию краткосрочных планов». В ведомстве также уточнили, что анализ технического состояния объектов с целью оценки первоочередности работ по капитальному ремонту – задача районных администраций.
Таким образом, в официальной переписке с Уполномоченным комитет и администрация фактически перекладывали ответственность за почти десятилетнее бездействие друг на друга. Должностные лица Жилищного комитета утверждали, что из района им должны были сообщить, когда аварийное состояние квартиры достигло «предельно допустимых значений». В администрации же констатировали, что сделали все, что от них зависело, еще в 2014 году.
При этом до вмешательства Уполномоченного чиновников, судя по всему, не беспокоила ежегодно возрастающая угроза обрушения прогнивших перекрытий и его последствий для жизни и здоровья жильцов коммуналки и их соседей снизу, так как в краткосрочный план 2021-2022 годов помещение вновь не включили.
После обращения Александра Шишлова в защиту прав проживающих в аварийном жилье семей при формировании уточненного краткосрочного плана капитального ремонта Жилищный комитет внес в него злополучную квартиру. Уполномоченный выражает надежду, что запланированные, наконец, ремонтные работы будут проведены в срок, потому что их ожидание давно превысило «предельно допустимые значения». Восстановление прав жильцов аварийной квартиры взято под личный контроль омбудсмена.