Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Выборы-2016: итоги работы «горячей линии» Уполномоченного с 10 августа по 16 сентября 2016 года

17 сентября 2016


17.09.2016

В период с 10.08.2016 по 16.09.2016 на «горячую линию» Уполномоченного поступило 25 жалоб. Проверялись также сообщения СМИ о грубых нарушениях избирательных прав и возможных фальсификациях на выборах.


Фото ТАСС

Кандидаты и представители избирательных объединений жаловались Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге на необоснованные отказы в регистрации, на несогласование мест и времени проведения агитационных публичных мероприятий, на препятствование в распространении печатных агитационных материалов, на задержания во время проведения агитации.

Так, в обращении гражданки Д. были приведены факты, свидетельствующие о необоснованном отказе 10.08.2016 ТИКа № 23 Фрунзенского района в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга гражданки П. Своевременно принятые меры привели к пересмотру Санкт-Петербургской избирательной комиссией решения ТИКа № 23. 23.08.16 решение было отменено, гражданка П.  зарегистрирована кандидатом в депутаты.

Кандидат в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга К. проинформировал Уполномоченного, что 31.08.2016 ему было отказано Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности в согласовании места агитационного публичного мероприятия на Марсовом поле, и проведение предвыборного митинга, адресованного жителям Центрального района, было предложено перенести на территорию Приморского района.

Кандидат К. обжаловал отказ в Петроградский районный суд, который 07.09.2016 отказал в удовлетворении его требований, согласившись с позицией прокуратуры Петроградского района, согласно которой права кандидата не были нарушены, поскольку Центральный и Приморский район находятся на территории одного субъекта Российской Федерации. 09.09.2016 Санкт-Петербургский городской суд  также отклонил исковые требования. Судебное решение будет обжаловано кандидатом.

По мнению Уполномоченного, аргументы, приведенные в оправдание позиции Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга, противоречат правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 14.02.2013 №4-П. Отказывая в согласовании агитационных публичных мероприятий, уполномоченные органы должны были предложить организатору публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов (митинг был адресован жителям Центрального района).

Аналогичным образом в противоречие со  статьей 53 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» действовали некоторые районные администрации. 

Так, в период с 30.08.2016 по 08.09.2016 кандидату в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Н. администрация Калининского района отказала в согласовании 4 предвыборных пикета из 5 заявленных (по причине проведения в тех же местах и в то же время публичных мероприятий в поддержку другого избирательного объединения).

Кандидат в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Г. направил уведомления в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга о проведении предвыборных пикетов 11.09.2016 с 08.00 до 10.00 и с 17.00 до 20.00 по двум адресам: ул. М. Дудина, д.23 и ул. Ф.Абрамова, д.4. Администрация не согласовала пикеты в заявленных местах и предложила провести их в парке Сосновка со следующей мотивировкой: «Указанные места являются пешеходными зонами и местами массового пребывания людей, а проведение публичных мероприятий в местах массового пребывания людей создает условия для социальной напряженности; организатором не указаны конкретные места проведения мероприятий, что не позволяет рассмотреть их на соответствие требованиям закона». 

Таким образом, в нарушение требований статьи 53 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», органами исполнительной власти не обеспечивались равные условия для проведения предвыборной агитации, при этом фактически некоторым избирательным объединениям и зарегистрированным кандидатам оказывалось содействие в организации агитационных публичных мероприятий, а некоторым – оказывалось противодействие.

В рамках проверки жалоб кандидатов и избирательных объединений на необеспечение равенства в проведении агитации специалистами аппарата Уполномоченного был проведен мониторинг практики согласования администрациями районов Санкт-Петербурга предвыборных публичных мероприятий, который показал отсутствие единого подхода в обеспечении избирательных прав.

Так, например, за период с 20.07.2016 по 10.08.2016 в Курортном районе было согласовано место и время проведения всех заявленных 28 агитационных публичных мероприятий, Адмиралтейском – 5 из 6, Красногвардейском – 66 из 88. При этом в Выборгском районе было согласовано 17 из 52 мероприятий, в Кировском – 11 из 32, в Приморском – 8 из 28, во Фрунзенском – 8 из 33, в Невском – ни одно из 35 заявленных. За период с 11.08.2016 по 05.09.2016 ситуация улучшилась лишь в Кировском районе, где было согласовано 36 из 39 заявленных публичных мероприятий.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что в ряде районов определенному избирательному объединению и зарегистрированным от него кандидатам оказывалось содействие в организации агитационных публичных мероприятий, а остальным – фактически оказывалось противодействие.

Для принятия мер по исключению административного давления на избирательный процесс Уполномоченный в соответствии с законом «Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге» неоднократно направлял в соответствующие органы государственной власти  Санкт-Петербурга рекомендации по обеспечению равных прав зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений на проведение предвыборной агитации и обращал внимание на необходимость исполнения обязанности обеспечить равные условия для проведения предвыборной агитации (статья 53 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

На «горячую линию» Уполномоченного поступила жалоба кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга К., задержанного 24.08.2016 с группой сторонников во время проведения встречи с избирателями в Полюстровском парке, которую сотрудники полиции приняли за несогласованное публичное мероприятие. Рассмотрев обращение, Уполномоченный пришел к выводу, что встреча с избирателями проводилась на законных основаниях и не требовала согласования в соответствие с положениями Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». 02.09.2016 правовая позиция Уполномоченного была поддержана Красногвардейским районным судом Санкт-Петербурга. Дела об административных правонарушениях в отношении К. и его сторонников были прекращены. 

Члены территориальных избирательных комиссий с правом совещательного голоса сообщали о значительном  количестве написанных одной рукой и неподписанных заявлений о желании проголосовать на дому (в противоречие пунктам 2-4 статьи 66 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Так, на некоторые участковые избирательные комиссии Центрального района приходилось более чем по 200 заявлений, при этом по опыту прошлых выборов количество подобных заявлений в участковую избирательную комиссию было в несколько раз меньше.

14.09.2016 по инициативе Уполномоченного Санкт-Петербургской избирательной комиссией была назначена выборочная проверка заявлений избирателей о надомном голосовании.

Гражданин С. сообщил Уполномоченному о формировании временного избирательного участка на 2 000 избирателей в Городской наркологической больнице на Васильевском острове, коечная численность которой составляет 383 места. Получив эту жалобу, Уполномоченный инициировал комплексную проверку заявленной численности избирателей на временных избирательных участках.

В ходе проверок были выявлены и другие несоответствия, в том числе:

 - Городская клиническая больница № 31 – максимальная наполняемость 391 человек (заявленное количество избирателей –2 000);

- Следственный изолятор №5 – максимальная наполняемость 317 (заявленное количество избирателей –1 020).

В день голосования Уполномоченный проинспектирует данные временные избирательные участки.

После обращения Уполномоченного о количестве заявок избирателей, планирующих принять участие в голосовании на временном избирательном участке на территории Ижорского завода (заявленное ТИКом № 21 количество – 800), выяснилось, что ни одной заявки не подано. 15.09.2016 ТИКом № 21 было принято решение о ликвидации данного участка.

Ранее Горизбирком признал необоснованным ходатайство ТИКа № 5 об организации в Невском районе Санкт-Петербурга 14 временных избирательных участков на территории различных предприятий, и было согласовано создание только двух соответствующих участков в больницах. Данное решение было принято с учетом рекомендаций Уполномоченного, который в своих ежегодных докладах  неоднократно отмечал необоснованность организации временных избирательных участков.

Вопросы обеспечения в день голосования прав наблюдателей, представителей СМИ и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса обсуждались Уполномоченным с участием членов городской и территориальных избирательными комиссиями. Итогом взаимодействия стали утвержденные Горизбиркомом Методические рекомендации о порядке взаимодействия избирательных комиссий с наблюдателями на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 7 созыва, выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 6 созыва.

Специалистами аппарата Уполномоченного были подготовлены и  направлены в  ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области методические рекомендации для сотрудников органов внутренних дел по обеспечению избирательных прав наблюдателей и применения законодательства об административных правонарушениях (ст.ст.5.6, 5.22 КоАП РФ).

07-14.09.2016 представители Уполномоченного провели выборочные проверки организации обучающих семинаров  для членов участковых избирательных комиссий, которые проводились территориальными избирательными комиссиями согласно утвержденной ГИК программе. Установлено, что ряд семинаров проводился по сокращенной программе, а к участию в них приглашались далеко не все члены комиссий. В частности, в двух случаях выявлено, что запланированное обучение вообще не состоялось: 06.09.2016 (обучение, организованное ТИК № 23 и № 29 в ДК Железнодорожников,заявленное число участников – 711); 14.09.2016  (обучение, организованное ТИК №3 и №26 в актовом зале администрации  Красносельского района, заявленное число участников – 832).

Об итогах проверок Уполномоченный проинформировал Санкт-Петербургскую избирательную комиссию. 

Граждане жаловались  Уполномоченному на незаконную агитацию в медицинских учреждениях и школах, на использование без их согласия персональных данных (в частности, номеров личных телефонов).

Сотрудник бюджетной организации Приморского района на условиях анонимности сообщил на «горячую линию» Уполномоченного о том, что работодатель требовал от него и его коллег получения и передачи третьим лицам  открепительных удостоверений.

Специалисты аппарата Уполномоченного разъяснили гражданину, что принуждение к передаче открепительных удостоверений третьим лицам  является уголовным преступлением, предусмотренным частью 2 статьи 141 Уголовного Кодекса РФ (воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав, соединенные с принуждением). Виновным в таком преступлении может быть назначено наказание до 5 лет лишения свободы.

К Уполномоченному также поступила информация от члена ТИКа №1 с правом решающего голоса Б., что 31.08.2016 и 02.09.2016 группы граждан, получивших открепительные удостоверения, передавали их в обмен на деньги водителю, припаркованного рядом с помещением комиссии автомобиля. Председатель ТИКа №1 обратилась по данным фактам в полицию, приобщив к заявлению фотографии с места происшествия.

В рамках «горячей линии» Уполномоченного проводится мониторинг сообщений СМИ о возможных грубых и массовых нарушениях избирательных прав граждан, организуются проверки данной информации.

Так, по сообщениям СМИ, на территории города  распространены  фальшивые листовки от имени кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В. с просьбой о перечислении денежных средств на указанный банковский счет. Кандидат обратился в правоохранительные органы с целью возбуждения уголовного дела по ст.141 УК РФ по факту воспрепятствования осуществлению избирательных прав, соединенному с обманом избирателей.

06.09.2016 на территории МО «Автово» был избит волонтер, распространявший агитационные материалы регионального отделения одного из избирательных объединений. По данному факту представители избирательного объединения обратились в прокуратуру Кировского района.

По информации, распространенной, в частности, петербургской интернет-газетой «Фонтанка.ру», в день голосования 18.09.2016 в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга возможно использование административного ресурса и иных мер, направленных на фальсификацию итогов голосования.

По сообщениям СМИ о возможных грубых и  массовых нарушениях избирательных прав Уполномоченным были направлены соответствующие обращения в правоохранительные органы.

***

По мнению Александра Шишлова, несмотря на то, что организаторами избирательного процесса в Санкт-Петербурге (и прежде всего Санкт-Петербургской избирательной комиссией) предприняты определенные меры, способствующие восстановлению доверия петербуржцев к выборам, «в ходе избирательной кампании в Санкт-Петербурге систематически применялся «административный ресурс», направленный на целенаправленное воздействие на волеизъявление избирателей». «Окончательные выводы о «честности» выборов 18 сентября можно будет делать с учетом результатов наблюдения за ходом голосования и подсчетом голосов со стороны независимых наблюдателей, представителей СМИ и  членов избирательных комиссий, назначенных кандидатами и избирательными объединениями», - подчеркнул Александр Шишлов.




Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00