24.11.2016
Сегодня в Москве начала работу двухдневная научно-практическая конференция «Избирательная система России: опыт формирования и перспективы развития», организованная Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В пленарном заседании под председательством главы ЦИК Эллы Памфиловой принимает участие Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов.
Александр Шишлов в своем выступлении рассказал о работе института Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге по контролю за соблюдением избирательных прав граждан в период выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации седьмого созыва и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва, мониторингу нарушений, взаимодействию с организаторами выборов, правоохранительными органами и сообществом наблюдателей, обозначил основные проблемы, которые выявила прошедшая выборная кампания.
Петербургский омбудсман отметил, что в парламентских выборах 2016 года приняли участие почти в два раза меньше избирателей, чем в 2011 году.
По мнению Уполномоченного, причины недоверия граждан к институту выборов необходимо искать в таких реалиях политической жизни России, как: отсутствие реальной политической конкуренции в СМИ (прежде всего на центральных каналах ТВ), нестабильность избирательной системы, использование «административного ресурса» для целенаправленного воздействия на волеизъявление избирателей.
«Как Уполномоченный по правам человека, я бы не хотел углубляться в вопросы, которые уместнее обсуждать представителям политических сил, участвующих в выборах. Хочу лишь особо выделить фактор «административного ресурса», злоупотребление которым безусловно приводит к нарушениям избирательных прав граждан», – сказал Александр Шишлов.
По оценкам Уполномоченного, применение «административного ресурса» для создания преимущества кандидатам, близким к действующим органам власти происходило в ходе выборов в различных формах. Это и использование так называемого «информирования о своей деятельности» за счет средств государственного или муниципального бюджета, которое не рассматривается как предвыборная агитация, и размещение агитационных материалов в помещениях бюджетных учреждений и других зависимых от городской администрации организаций, и получение преимуществ при проведении публичных агитационных мероприятий.
Особенно негативную роль «административный ресурс» играет на уровне территориальных и участковых избирательных комиссий, в значительной степени оказывающихся под контролем исполнительных органов, прежде всего районных администраций, оказывающих влияние на ход и итоги избирательной кампании. Так, например, в судебных процессах по жалобам на нарушения избиркомами избирательных прав граждан, которые сейчас проходят в Калининском районе Санкт-Петербурга, позицию участковых избирательных комиссий и территориальной избирательной комиссии представляет начальник юридического отдела районной администрации.
Уполномоченный отметил, что в Санкт-Петербурге порядка 2000 избирательных участков, при этом имеется немногим более 200 КОИБов (комплексов обработки избирательных бюллетеней), часть из которых в единый день голосования 18 сентября 2016 года оказалась неисправна. Ручной подсчет бюллетеней нередко длился более 12 часов.
«Для решения задачи восстановления общественного доверия к выборам нужна политическая воля и консолидация усилий различных государственных органов. Свой вклад в эту работу вносят и уполномоченные по правам человека», – сказал Александр Шишлов.
Элла Памфилова обратила внимание участников конференции, что ЦИКом было принято постановление о результатах комплексной проверки системы избирательных комиссий в городе Санкт-Петербурге.