Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Отказ во вручении знака «Жителю блокадного Ленинграда»: бюрократическая казуистика против установленных правил и здравого смысла

31 июля 2020

31.07.2020

Публикация «Фонтанки» о 89-летней Валентине Карповой, которую с фантастическим упорством не хотят признавать жителем блокадного Ленинграда, возмутила Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге Александра Шишлова. Сотрудники омбудсмена связались с племянницей Валентины Андреевны и изучили документальную часть этой истории.

Знак «Жителю блокадного Ленинграда» вручается тем, кто с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года находился в городе не менее четырех месяцев. Это нужно документально подтвердить, что еще в 1990-е годы безуспешно пыталась сделать Валентина Карпова (до замужества Трифонова). Недавно она переехала к племяннице, которая в преддверии 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне решила помочь тете восстановить справедливость. Однако родственница уже не менее четырех месяцев «обивает пороги кабинетов» должностных лиц Комитета государственной службы и кадровой политики, обеспечивающих реализацию Губернатором Санкт-Петербурга полномочий в сфере государственных наград.

В Комитете архивные справки, собранные племянницей Валентины Андреевны, убедительными не считают. Причем в письменных ответах не уточняется, почему они «не содержат сведений, достоверно подтверждающих факт проживания в блокадном Ленинграде не менее четырех месяцев». Из устных разъяснений заявительница узнала, что чиновники усомнились в продолжительности нахождения Валентины Карповой в Ленинграде до мая 1943 года, когда ее обнаружили в квартире умерших в 1942 году родителей и отправили в детский дом.

Смущает сотрудников наградного отдела Смольного и несовпадение в выписках из архивов названий одного и того же переулка, где Валентина Андреевна с 1930 года жила с отцом и матерью (тогда пер. Чубарова) и откуда в 1943 году была доставлена в приемник-распределитель НКВД как безнадзорный ребенок (уже с Транспортного пер.).

В аппарате Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, внимательно изучив документы Валентины Карповой и отрицательные заключения органов государственной власти, пришли к выводу о нарушении ее права на получение знака «Житель блокадного Ленинграда» и, соответственно, мер социальной поддержки.

Омбудсмен обратился в защиту прав Валентины Андреевны к председателю Комитета государственной службы и кадровой политики Андрею Михайлову, изложив свою правовую позицию по данному вопросу.

Александр Шишлов полагает, что предоставленные в наградной отдел Комитета документы полностью соответствуют требованиям пункта 2 Положения о знаке «Жителю блокадного Ленинграда». Основанием для вручения знака являются справка о прописке и другие документы, подтверждающие проживание в городе с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года не менее четырех месяцев. Согласно действующему в те годы законодательству местожительством несовершеннолетних признавалось местожительство их родителей (статья 11 Гражданского кодекса РСФСР 1922 года). Факт проживания Валентины Андреевны вместе с родителями в Ленинграде подтвержден. В домовых книгах прописки граждан с 1933 по 1974 годы по адресу: ул. Лиговская, д. 86/1 (он же пер. Чубарова, д. 1) в квартире № 16 значатся отец А.К. Трифонов (выбыл 4 января 1942 года, умер), мать О.Н. Трифонова (выбыла 5 июля 1942 года, умерла) и дочь В.А. Трифонова, 1930 г.р. (дата выбытия не указана).

Факт нахождения несовершеннолетней без родителей на территории блокадного Ленинграда подтвержден удостоверением на беспризорного-безнадзорного. Из документа следует, что последнее постоянное место жительства Валентины Андреевны – г. Ленинград, Транспортный пер., 1, кв. 16. 19 мая 1943 года она была доставлена оттуда в приемник-распределитель НКВД и направлена в детский дом № 49, 27 июля 1943 года - эвакуирована в Чувашскую АССР.

По оценкам омбудсмена, очевидно, что до 5 июля 1942 года Валентина жила в Ленинграде вместе с матерью и оказалась без присмотра в связи с ее смертью. Предположение, что девочка отсутствовала в блокадном городе и вернулась в него менее чем за четыре месяца до обнаружения и помещения в детский дом, кажется Уполномоченному абсурдным и ничем не обоснованным.

Омбудсмен также считает избыточным запрос из архива сведений о переименовании Чубарова переулка в Транспортный, так как для подтверждения факта нахождения Валентины Карповой в блокадном Ленинграде нет необходимости устанавливать, по какой причине разнятся названия улиц, главное, что в удостоверении правильно указано название города.  

«Согласно имеющимся документам следует признать период проживания в блокадном Ленинграде В.А. Карповой с 08.09.1941 до 27.07.1943 (дата эвакуации)», - говорится в обращении Уполномоченного к руководителю Комитета государственной службы и кадровой политики.


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00