Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

«Ave, Viktor!», или Как сирота из ПНИ систему победил

24 июля 2024

«Ave, Viktor!» (в переводе с латинского: «Славься, Победитель!») Так древние римляне восхваляли богов (Юпитера с Марсом) и цезарей. А мы хотим воздать хвалу Виктору, который к высшим силам и вершителям судеб никакого отношения не имеет. Но этот человек из психоневрологического интерната - по-настоящему Победитель! Рассказываем, как он им стал, и при чем тут Уполномоченный по правам человека в Петербурге.

UPH_4280_PNI3.jpg

Посещение Светланой Агапитовой Психоневрологического интерната № 3. Октябрь 2023 года.


Виктор Ф. вырос в детском доме-интернате № 4. В 19 лет его перевели во взрослый психоневрологический интернат № 3. В 25 лет он встретил там свою любовь Ирину. В 28 лет – женился и переехал с женой в съемную квартиру. И хотя оба молодожена из ПНИ работали, их зарплат на аренду и самостоятельную жизнь катастрофически не хватало. А очередь из нуждающихся в жилье по договору соцнайма, куда супруги встали по совету руководства интерната, практически не двигалась. Через несколько лет без каких-либо подвижек молодой человек обратился за помощью к Уполномоченному по правам человека.

«Мы с женой работаем в поликлинике Николаевской больницы, сейчас квартиру снимаем, но нам это дорого, зарплаты у нас маленькие, как инвалиды (я – инвалид с детства) встали на очередь в 2019 году насчет жилплощади, обращаемся в жилищный отдел администрации Петродворцового района – там руками разводят или орут, помогите нам, пожалуйста», - написал Уполномоченному Виктор.

Не та очередь


Это был март 2022 года, когда Светлана Агапитова активно вникала в специфику своей новой правозащитной работы со взрослыми, и приоритетным ее направлением сделала контроль за соблюдением прав людей, находящихся в закрытых и полузакрытых учреждениях (тюрьмах, колониях, психиатрических больницах и психоневрологических интернатах). Тем более, что за десять лет на посту Уполномоченного по правам ребенка она стала одним из главных в Петербурге адептов реформирования системы ДДИ и ПНИ, ратуя за развитие альтернативных форм сопровождаемого, а по возможности и самостоятельного проживания людей с ментальными особенностями.

А тут попросили о помощи Виктор и Ирина - те редкие люди, которые сами захотели и смогли покинуть интернат. Да, инвалиды, но дееспособные, сумевшие выбраться «на волю», как говорится, не благодаря, а вопреки, и поэтому нуждающиеся в дополнительной поддержке. 

Получив обращение, Светлана Агапитова сразу запросила информацию о Викторе и его жене в психоневрологическом интернате № 3. Ответ поступил оперативно и содержал много интересного.

Изучив предоставленные руководством интерната документы, юристы аппарата Уполномоченного пришли к выводу, что Виктор стоит совсем не в той очереди…

Их с Ириной в 2019 году поставили на жилищный учет как нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), но на общих основаниях.  Другими словами, в эту очередь может попасть любой малоимущий гражданин, который живет в Санкт-Петербурге не меньше 10 лет и отвечает определенным требованиям. Льгот или особых условий для инвалидов здесь не предусмотрено.

Принимая во внимание большое количество нуждающихся и реальные темпы предоставления в Петербурге жилплощади в социальный наем (в соответствии с годовыми жилищными планами), Виктор с женой могли бы рассчитывать на социальное жилье в лучшем случае лет через пятнадцать. Если бы не подключились Светлана Агапитова и ее сотрудники.

Бывших сирот не бывает


Начальница отдела правовой защиты аппарата Уполномоченного Наталья Жирнова объяснила Виктору, что он имеет право на внеочередное обеспечение жильем в приоритетном порядке. И не просто как городской очередник, а в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

«Так сиротам ведь в 18 лет жилье дают, кому-то до 23-х еще, а мне уже больше 30-ти», - грустно констатировал Виктор, подразумевая, видимо, что поезд его ушел.  

«Ну Вы же свое право на жилище как сирота не реализовали, - уточнила Наталья Жирнова. – Поэтому Вас должны поставить на учет как гражданина, который ранее относился к категории детей-сирот*. Это не Ваша вина, что Вас до совершеннолетия в нужный список не включили».

*Правила и основания включения в перечень утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте РФ по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте РФ по новому месту жительства».

Собрат по несчастью


Поддержка Светланы Агапитовой и юристов аппарата Уполномоченного воодушевили Виктора, и он начал собирать необходимые документы для включения районной администрацией теперь уже в правильный список.

И тут выяснилось, что одним из обязательных требований, установленных регламентом администрации района по формированию списка сирот, подлежащих обеспечению жильем из городского спецжилфонда (Распоряжение Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 26.05.2020 № 510-р), является предоставление теми гражданами, которым больше 23-х лет, судебного решения «об установлении факта о наличии оснований для включения в список».

Узнал это Виктор, когда его собрат по несчастью Анатолий К. (тоже выпускник ДДИ, проживающий в ПНИ № 3) получил отказ администрации Петродворцового района в постановке на учет как лица из числа детей-сирот старше 23-х лет. Анатолий в суд для установления факта о наличии оснований для включения в список не обращался, поэтому ему, собственно, и отказали со ссылкой на это требование административного регламента.

«Почему я должен в суде свое право на включение в список доказывать, когда оно черным по белому в пунктах 3 и 4 Правил, установленных Постановлением Правительства РФ № 397 прописано?» - поинтересовался Анатолий у Уполномоченного по совету Виктора. И Светлана Агапитова разделила его недоумение.

Уполномоченный и юристы аппарата были полностью согласны с заявителем, что правилами, утвержденными Правительством РФ (как в Постановлении № 397, так и в Постановлении № 596), не допускается возложение на лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот, обязанности доказывать в суде факт о наличии оснований для включения в список. Потому что суд устанавливает только те факты, которые невозможно подтвердить в ином порядке (статья 265 Гражданского кодекса). Анатолий же предоставил в районную администрацию документы, что всю жизнь провел в интернатах – сначала в детском, потом во взрослом (на полном государственном обеспечении), а также, что собственного жилья не имеет. Казалось бы, какие еще могут быть основания для восстановления его права на жилище как сироты?

Светлана Агапитова предложила Анатолию правовую поддержку, но он решил действовать самостоятельно. Тем более, что знакомый юрист уже помог ему составить и подать иск об оспаривании отказа администрации Петродворцового района. Районный суд удовлетворил законные требования истца и… Анатолия вынуждены были поставить на учет как лицо, ранее относившееся к категории детей-сирот.

Сколько ненужных барьеров пришлось преодолеть человеку из уязвимой социальной группы, представители органов исполнительной власти не считали, они ведь действовали в соответствии с регламентом. А исправлять ошибки этого регламента в Жилищном комитете не торопились, несмотря на настойчивые рекомендации Уполномоченного. 

Виктор Ф. против Жилищного комитета

«А мне и таким, как я, что делать, тоже через суд на учет вставать? - посоветовался Виктор со Светланой Агапитовой. –У нас в интернате больше двадцати сирот старше 23-х лет живет»

В ответ молодой человек получил предложение побороться в суде не только за собственные законные интересы, но и за интересы всех его собратьев по несчастью. Т.е. оспорить нормативный правовой акт Жилищного комитета в части, нарушающей права неопределенного круга лиц старше 23-х лет, ранее относившихся к категории детей-сирот. Разумеется, при поддержке юриста аппарата Уполномоченного.

Виктор с готовностью согласился, и в тандеме с представителем Уполномоченного Олегом Ларионовым они выиграли.

В июне прошлого года Санкт-Петербургский городской суд удовлетворил их иск. Суд согласился с позицией Уполномоченного, что включение в  региональный регламент по формированию списка сирот, которые подлежат обеспечению жильем,  требований об установлении в судебном порядке факта о наличии оснований для постановки на учет лиц из числа детей-сирот старше 23-х лет, не соответствует статье 265 Гражданского кодекса и правилам, утвержденным постановлениями Правительства РФ № 397 и № 596.

Распоряжение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 26.05.2020 № 510-р в части абзацев 4 и 6 пункта 2.6.1.2 было признано судом недействующим, так как оно противоречило статье 71 Конституции РФ (согласно которой судоустройство, гражданское и процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации, а не ее субъекта), носило обременительный характер и препятствовало реализации права на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот старше 23-х лет.

К чему это привело? К устранению очередного бюрократического барьера на нелегком пути людей из психоневрологических интернатов, которые могут и хотят жить самостоятельно. Жизнь Виктора точно изменилась к лучшему. Сразу после вступления решения Санкт-Петербургского городского суда в законную силу его включили в список сирот, подлежащих обеспечению жильем. А на днях они с женой получили ключи от собственной отдельной квартиры в Петергофе (рядом с работой, что для супругов было принципиально). И первым человеком, с которым Виктор и Ирина поделились этой радостной новостью и фотографиями своего жилища, стала Светлана Агапитова.

Почти одновременно с Виктором начинает самостоятельную жизнь и Анатолий К. Можно сказать, что теперь они с Виктором собратья по счастью. Анатолию ключи от квартиры пока не выдали, но согласие на вселение в собственное жилье он уже подписал и начал готовиться к новоселью.

Комментарий Светланы Агапитовой


«Конечно же, очень приятно получать такие добрые вести. Три человека приложили колоссальные усилия для того, чтобы покинуть психоневрологический интернат. И у них это получилось с нашей помощью!

Сколько еще сирот старше 23-х лет, которые имеют право на свое жилье, могут и хотят жить вне стен интерната, остаются в ПНИ № 3? По данным, предоставленным нам на начало этого года, было 17 человек, в отношении которых принято решение психолого-педагогического консилиума о возможности самостоятельного проживания (из 24-х сирот старше 23-х лет, проживающих в интернате). А попали в список на предоставление жилых помещений всего трое.

О чем это говорит? Что есть повод для нашего очередного визита в интернат (о предыдущем посещении см. здесь). Посмотрим, какие есть подвижки. Заодно продолжим мониторинг качества жизни людей, у которых нет возможности покинуть ПНИ».
 



Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00