Замена паспорта гражданина Российской Федерации для юноши с тяжелой формой ДЦП Ярослава Б. превратилась в череду препятствий. Препятствия эти были созданы должностными лицами одного из подразделений отдела по вопросам миграции УМВД России по Санкт-Петербургу, при том, что имелась законная возможность их избежать. Такой вывод сделал Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов после изучения обращения гражданского активиста Никиты Сорокина в защиту прав Ярослава, а также других людей с ограниченными возможностями здоровья, которые могут оказаться в подобной ситуации.
Комплекс двигательных нарушений Ярослава Б. связан с постоянным гипертонусом мышц, который вызван детским церебральным параличом. Юноша не может управлять ни руками, ни ногами, передвигается с посторонней помощью на кресле-коляске. Когда в 2015 году ему исполнилось 14 лет и нужно было получать паспорт, проблем с оформлением не возникло. Для удостоверения личности Ярослава сотрудники районного подразделения Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу (ФМС была упразднена в 2016 году) приехали к нему домой, а сам документ выдали маме по доверенности.
В 2021 году пришло время менять паспорт, и мать Ярослава, рассчитывая, что процедура будет организована так же, как в прошлый раз, обратилась с заявлением теперь уже в районное подразделение Отдела по вопросам миграции УМВД России по Санкт-Петербургу. Однако ей отказали, ссылаясь на то, что услуга выезда сотрудника на дом предоставляется якобы только недееспособным гражданам. А так как Ярослав не лишен дееспособности, требуется его личная явка и подпись. Мама попыталась объяснить, что из-за заболевания сын не сможет расписаться, а также обратила внимание на отсутствие условий для доступа в отдел инвалида-колясочника, но ее доводы не были восприняты: либо справка о недееспособности, либо личная явка…
Чтобы доставить двадцатилетнего юношу-инвалида в необорудованное пандусом помещение, потребовалась помощь волонтеров, которых по просьбе матери привлек Никита Сорокин.
В отделе же никакого содействия Ярославу не оказали. Скорее наоборот. Сотрудница паспортного стола, например, прежде чем сделать стандартную запись «не имеет возможности в силу физического недостатка поставить подпись», решила удостовериться в этом опытным путем. Такой «следственный эксперимент» мать инвалида и сопровождавшие его волонтеры сочли издевательством и решили пожаловаться петербургскому омбудсмену.
Проверяя информацию, изложенную в обращении, и видеозапись, сделанную волонтерами, специалисты аппарата Уполномоченного убедились не только в неуважительном отношении к человеку с ограниченными возможностями здоровья, в негуманности, но и в неправомерности действий должностных лиц районного подразделения.
Так, требование предоставить справку о недееспособности для выезда сотрудника на дом противоречит Административному регламенту МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ. В соответствии с пунктом 104 регламента, если гражданин не может подать заявление самостоятельно, осуществляется выход сотрудника, ответственного за прием и регистрацию документов, по месту жительства, пребывания либо фактического проживания.
В пункте 212 регламента описаны действия должностного лица в том случае, «если заявитель не имеет возможности в силу физического недостатка самостоятельно проставить свою подпись в заявлении о выдаче или замене паспорта». Сотрудник в соответствующих местах ставит прочерк и делает запись: «Не имеет возможности в силу физического недостатка поставить подпись». Ни о каких экспериментах с удерживанием руки, чтобы гражданин с двигательными нарушениями попытался расписаться лично, в регламенте, естественно, не сказано.
Неприспособленность паспортного стола для беспрепятственного доступа людей, передвигающихся на колясках, нарушает требование пункта 2.2 Порядка обеспечения условий доступности объектов системы МВД России и предоставляемых услуг для инвалидов, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Должностными лицами отдела не были выполнены требования пункта 8 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
По оценкам Уполномоченного, ситуация, в которой оказался Ярослав Б. во время получения государственной услуги по замене паспорта, свидетельствует о нарушении его прав и неуважении к достоинству личности. Для привлечения виновных к ответственности и недопущения подобных случаев в дальнейшем омбудсмен обратился в прокуратуру Санкт-Петербурга.