Абсурдная история, достойная пера Салтыкова-Щедрина, происходит в районе Красного Села. С 2018-го года власти Санкт-Петербурга и Ленобласти не могут «поделить» участок шоссе в несколько километров. Дорогу никто не обслуживает, и она постепенно разрушается. Обеспокоенные жители ведут переписку с ответственными лицами города и области. Чиновники обоих субъектов не жалеют бумаги и соревнуются в убедительности аргументов, оправдывающих их бездействие. Однако саму проблему решать не собираются – перекладывают ответственность за происходящее друг на друга. Устав от бесконечного бюрократического «футбола», жители обратились за помощью к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Александру Шишлову.
Проблема возникла в августе 2018-го года. Именно тогда состоялось совещание межведомственной рабочей группы по подготовке и реализации совместных проектов, направленных на развитие транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области. На нем и решалась судьба участка Гатчинского шоссе от поселка Виллози до Красного Села. Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области было поручено подготовить и передать необходимую документацию для учета этого отрезка в Перечне автомобильных дорог Санкт-Петербурга. Ранее он находился в ведении области.
Следующие полтора года переоформлялись документы. И с начала 2020 года участок дороги перестали обслуживать за счет бюджета Ленинградской области. Покрытие стало разрушаться, что предстало во всей очевидности в начале весны 2020 года. Граждане, активно пользующиеся этим отрезком шоссе, обеспокоились и стали выяснять причины.
В апреле 2020 года один из заявителей Александр Н. получил следующий ответ от начальника отдела ГИБДД по Красносельскому району: «По результатам проведенного обследования данного участка дороги выявлено несоответствие транспортно-эксплуатационных характеристик проезжей части требованиям технического регламента». По информации отдела ГИБДД, Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области обслуживание этого отрезка шоссе прекратил, но в Перечень автомобильных дорог Санкт-Петербурга он включен не был.
Александр начал писать в профильные ведомства Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Можно только восхититься его упорством. Он обратился во все уполномоченные органы города и области. Результат – нулевой. Чиновники либо переадресовывали заявление в другое ведомство, либо констатировали факт: ни за областью, ни за городом этот участок дороги не закреплен.
При этом каждое ведомство объясняло, что виноват сосед. В Санкт-Петербурге считают, что для передачи отрезка шоссе Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области должен предоставить документы об осуществлении государственного кадастрового учета автомобильной дороги, без которых включить участок в Перечень автомобильных дорог города невозможно. В Ленинградской области объясняют, что данный отрезок шоссе за регионом не закреплен и на балансе не числится, поэтому «нет правовых оснований для осуществления дорожной деятельности на данном участке автомобильной дороги».
Устав от безрезультатной переписки с чиновниками, Александр обратился в Генеральную прокуратуру. По цепочке пересылок «для рассмотрения по существу» его жалоба вернулась в профильные ведомства, ответы которых заявителю были уже известны.
Понимая, что самостоятельные попытки отстоять права пешеходов и автомобилистов ни к чему не приводят, Александр Н. попросил помощи петербургского омбудсмена. Изучив объемную переписку, предоставленную гражданином, Александр Шишлов привлек к разрешению проблемы вице-губернатора Максима Соколова, курирующего в Правительстве Санкт-Петербурга работу Комитета по развитию транспортной инфраструктуры. И так как город настаивает на необходимости передачи областью документов об осуществлении государственного кадастрового учета автомобильной дороги, Александр Шишлов также обратился к главе соседнего региона Александру Дрозденко. В своих обращениях к руководству Санкт-Петербурга и Ленинградской области Уполномоченный подчеркнул, что согласно действующему законодательству одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является «приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан» (ст. 3 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" 10.12.1995).
Александр Шишлов выражает надежду, что в руководстве двух соседних регионов в ближайшее время придут к решению столь важного для безопасности людей вопроса, и процесс передачи участка дороги протяженностью менее пяти километров будет завершен.