«Родителей уже нет. Жена и дочь погибли. Я остался один…», - рассказывает свою историю 55-летний Виталий Белоусов*. Обратиться к Уполномоченному мужчину подтолкнули тяжелые жизненные обстоятельства. Пока был здоров и трудоспособен – зарабатывал на хлеб и кров. Но после инсульта с едой и крышей над головой возникли проблемы…
Родился Виталий в Хабаровском крае в семье военного. В начале 80-х отец с матерью переехали в Украинскую ССР, поэтому всю свою сознательную жизнь он провел в Славянске. В зрелые годы мужчину время от времени посещали мысли о возвращении в Россию. Тем более, что украинского гражданства он так и не приобрел. Однако жена и дочь возражали.
В 2008 году Виталию предложили работу в Санкт-Петербурге. После недолгих раздумий был собран чемодан и куплен билет на поезд. Радость перемен огорчало только одно: покорять Северную столицу он ехал без семьи…
Семь лет Виталий разрывался на «два дома». Даже когда обстановка в Славянске накалилась до предела, супруга покидать насиженное место не спешила. Всегда находились какие-то причины отложить отъезд: то финансовые сложности, то ребенка боялась вырвать из привычной среды. А в 2015 году жена и дочь погибли. Прямо в доме, который они так не хотели покидать…
«Я всё это предвидел…», - вспоминает Виталий. И до сих пор корит себя за то, что не настоял на своем.
На некоторое время убитый горем муж и отец присоединился к добровольцам тогда еще непризнанной республики. Но, получив ранение, снова вернулся в Санкт-Петербург, чтобы восстанавливаться и учиться жить заново. Больше город уже не покидал: «Жил нормально. Дом-работа, меня всё устраивало, - рассказывает Виталий. – И тут инсульт…».
Сначала мужчина искренне полагал, что легко отделался – немного пострадала речь, зато не утрачены двигательные функции. Едва покинув больницу, Виталий вернулся к прежним нагрузкам. И, как выяснилось позже, сделал это напрасно: «Как-то сразу ударился в работу. И начались осложнения, которых я не ожидал».
В итоге, снова больница – и надолго. Мужчина несколько месяцев занимался вопросами здоровья: лечение, длительная реабилитация и, наконец, возвращение домой. Но тут его накрыла лавина других проблем: долги за аренду жилья и полное отсутствие денег. Все накопления давным-давно истрачены, а доходов нет, поскольку с работы пришлось уйти.
Отчаявшись, мужчина обратился к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге: «Документы у меня в порядке. Есть российский паспорт, есть регистрация. Но негде жить и нечего есть…».
Пообщавшись с заявителем, специалисты аппарата Светланы Агапитовой выяснили, что он действительно находится в бедственном положении. Над Виталием сжалилась женщина, у которой он снимает комнату в квартире. Добрая хозяйка прописала постояльца у себя, помогает ему в быту, делится продуктами и даже лекарства иногда покупает. Однако терпение у благодетеля в любой момент может кончиться, и тогда одинокий больной мужчина окажется на улице.
Светлана Агапитова направила ходатайство директору районного Центра организации социального обслуживания (ЦОСО) с просьбой рассмотреть вопрос о признании Виталия Белоусова нуждающимся в стационарном социальном уходе. Это решило бы проблему питания, проживания и ухода на ближайшие полгода. Параллельно решили ускорить процесс оформления инвалидности. Оказалось, что этим вопросом заявитель озадачился еще три месяца назад. Но чтобы оформить направление на медико-социальную экспертизу, нужно пройти обследование. А для Виталия – это тоже испытание, потому как самостоятельно он не может ни записаться на прием к врачу, ни дойти до поликлиники.
Светлана Агапитова: «По нашей просьбе представители ЦОСО навестили Виталия в его съемном жилье. Объяснили, что нужно сделать для того, чтобы начать получать социальные услуги. И даже предложили написать заявление прямо на месте, не выходя из дома, однако мужчина отказался. Сказал, что хочет обдумать, какая именно помощь ему потребуется. А вот продуктовый набор принял с благодарностью.
Руководство поликлиники, к которой прикреплен заявитель, пошло навстречу и помогло ускорить прохождение врачей-специалистов. В итоге, документы достаточно оперативно были переданы в бюро медико-социальной экспертизы. Виталию присвоили третью группу инвалидности, назначили пенсию. Сейчас обсуждается вопрос дальнейшего жизнеустройства – вероятнее всего, ему будет предложен стационар, в котором есть отделение сестринского ухода.
Сам же Виталий говорит, что хочет вернуться на передовую. Но прежде нужно восстановить здоровье».
___________________
*Имя и фамилия изменены