В нашем городе состоялась очередная научно-практическая «Дети должны жить в семье», организованная благотворительным фондом «Родительский Мост». В течение двух дней специалисты из Санкт- Петербурга, Москвы, Калининграда, Екатеринбурга, Уфы, Нижнего Новгорода, Твери, Карелии обменивались опытом и искали пути решения проблемы сиротства и разлучения с близкими детей первых лет жизни. В пленарном заседании приняла участие начальник отдела по защите прав граждан на адресную помощь аппарата Уполномоченного Светлана Раковская. В своем выступлении представитель петербургского омбудсмена назвала основные причины социального сиротства и обозначила направления взаимодействия общественных и государственных организаций для преодоления этого явления.
Открыла конференцию президент благотворительного фонда «Родительский Мост» Марина Левина. Она подчеркнула возросшую актуальность темы после пережитой пандемии, увеличение количества детей, временно помещенных в дом ребенка в ситуации роста домашнего насилия и бедности. После краткого приветственного слова специалисты преступили к работе.
Об отсутствии ощутимых результатов в сфере профилактики социального сиротства за минувшие восемь лет говорила начальник отдела по защите прав граждан на адресную помощь аппарата Уполномоченного Светлана Раковская. При этом, как отметила специалист, причины, по которым родители помещают своих детей в государственные учреждения остаются практически неизменными. Это – семейное неблагополучие, состояние здоровья ребенка, материальные и жилищные трудности, наличие хронических заболеваний у родителя, в том числе, возникших вследствие асоциального образа жизни. Наиболее трудно преодолимая причина связана с нежеланием нести ответственность за воспитание и обучение ребенка. Она порождена отсутствием личного опыта благополучных семейных отношений, чем очень часто страдают выпускники сиротских учреждений.
Для преодоления всех этих причин Светлана Раковская обозначила два основных направления межведомственных усилий государственных и негосударственных структур. Первое предполагает последовательную цепочку: раннее выявление семейного неблагополучия, оказание социальной помощи и недопущение разлучения ребенка с матерью. Второе предназначено для тех, кто уже оказался в бедственном положении и включает: восстановление детско-родительских отношений, преодоление кризисной ситуации и возвращение ребенка в семью.
Между тем, существующая практика говорит о том, что боремся мы с последствиями, а не с причинами. Основная часть мероприятий из плана по профилактике социального сиротства в Санкт-Петербурге предполагает, что семья, к сожалению, уже дошла до кризисного положения. По-прежнему основные ресурсы тратятся на создание благоприятных условий в сиротских учреждениях. То есть гарантируемое жизнеобеспечение ребенка всем необходимым возникает только при условии попадания его в государственную систему. А условия для обеспечения ранней социальной помощи семье не созданы.
«Сложившаяся система не позволяет оказывать срочную помощь любому, кто в ней нуждается, - заметила Светлана Раковская. - Многие женщины уходят с разъяснениями, что им нужно сделать, и потом уже не возвращаются. Таким образом из поля зрения ранней помощи выпадают семьи, которые позже вынуждены в кризисной ситуации помещать детей в сиротские учреждения».
В таких случаях очень помогают некоммерческие организации. Они берут под крыло, руководствуясь исключительно критериями нуждаемости. Однако, несмотря на запланированные мероприятия в государственных программах, с каждым годом им все трудней добиваться поддержки. В 2022 году из порядка 70 социально ориентированных программ субсидии смогли получить только 4, направленные на поддержку семьи и детства.
Еще одна важная задача, которую обозначила Светлана Раковская – необходимость создания единой базы семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которым требуется поддержка государства. Тогда все субъекты профилактики сразу смогут подключаться к работе с родителями, не теряя их из поля зрения. И будет абсолютно понятно, через какое взаимодействие достигнут желаемый результат, и кто в этой цепочке – «слабое звено». Система должна обеспечивать каждому ребенку право на проживание с родителями, а семья должна получать не то, что им готовы предложить, а то, в чем она нуждается.