29.07.2020
Эпидемическая обстановка в стране и связанные с ней карантинные мероприятия побудили государство назначить единовременные выплаты, чтобы поддержать уязвимые категории граждан. Однако порой требуется проявить завидную настойчивость и приложить немалые усилия, чтобы доказать, что ты относишься к тем самым «незащищенным слоям населения», достойным государственной помощи. На пути нуждающихся встает привычный бюрократический фильтр – «чиновники в кабинетах». Тут нечего и думать, что кто-то незаслуженно получит бюджетную копейку. Но вот Анне М. довелось столкнуться с преградой посерьезнее. С мизантропическим упорством ей отказывали в выплате… программные сервисы портала Госуслуг.
Будучи человеком современным и продвинутым, Анна решила воспользоваться порталом Госуслуг, чтобы подать заявление о предоставлении единовременной выплаты на шестилетнего сына. Руководствуясь инструкцией, сформировала пакет документов и направила его в Пенсионный фонд. Через несколько дней ее уведомили об отказе. Причина - недостоверные сведения. Анну это удивило, так как она регулярно пользуется порталом Госуслуг. Все документы, приложенные ею к заявлению, давно загружены в систему, и действия с ними в этом сервисе уже неоднократно совершались.
Решив, что это просто какой-то сбой, Анна внимательно проверила загруженные данные и еще раз сформировала заявление. В ответ снова получила отказ все с той же формулировкой о недостоверных сведениях.
Понимая, что виртуального оппонента ей не переубедить, Анна обратилась в Пенсионный фонд, описав возникшую проблему. Ей сообщили, что для разрешения ситуации необходимо лично посетить районное отделение. Это вселяло определенные надежды – все-таки с живым человеком решать вопросы легче, хотя бы объяснят, что не так. Заявительница пришла на прием, взяв с собой необходимые документы.
Сотрудница Пенсионного фонда, изучив предоставленные бумаги, объяснить причины отказа не смогла. Более того, она проверила поданные Анной электронные заявления и никаких ошибок в них не обнаружила. В присутствии Анны она отсканировала документы и сформировала новое заявление на портале Госуслуг. Через несколько дней поступил ответ. Увы, бездушный «виртуальный чиновник» был непреклонен и подобно известному режиссеру снова ответил: «Не верю!»
Продолжать препирательства с «искусственным интеллектом» и Пенсионным фондом Анна не стала и обратилась за помощью к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Александру Шишлову.
После вмешательства омбудсмена по заявлению Анны об установлении единовременной выплаты было принято положительное решение. В ведомстве Уполномоченному объяснили, что причиной «отказа» являются «технические недоработки программных сервисов». Дело в том, что все поданные документы должны быть проверены для того, чтобы выплату не получил тот, кто не имеет на нее право. Например, граждане, лишенные родительских прав. И чтобы мать и отец, подав заявление каждый от себя, не получили выплату на одного ребенка дважды. Эту проверку и доверили электронным системам, чтобы ускорить процесс и разгрузить специалистов. Однако в программные коды вкралась ошибка, которая и стала причиной того, что документы Анны система сочла недостоверными.
В Отделении Пенсионного фонда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Александра Шишлова заверили, что готовы в индивидуальном порядке рассматривать заявления граждан, которые получили отказ в установлении единовременной выплаты на портале Госуслуг. Это обещание можно принять как руководство к действию. Однако, учитывая опыт Анны М., которой личное обращение в ведомство не помогло, следует добавить, что все, кто считает свои права на получение дополнительных мер государственной поддержки нарушенными, могут рассчитывать на содействие в их защите петербургского омбудсмена.
***
Для снижения рисков распространения коронавирусной инфекции аппарат Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге временно перешел на дистанционную форму работы с заявителями. Приостановлен очный прием, за исключением случаев, когда требуется незамедлительная правовая помощь, которую нельзя оказать удаленно.
Согласовать удобную для заявителя форму дистанционной работы можно по телефону +7(812)241-46-77, а также по электронной почте mail@upchspb.ru или в переписке на официальной странице Уполномоченного в социальной сети Facebook.
Правовую консультацию можно получить через форму «Вопрос-ответ» на сайте upchspb.ru.
Совместно с Международной правозащитной группой «Агора» Уполномоченный проводит совместную электронную линию правовой помощи гражданам в условиях ограничительных мер по противодействию распространению COVID-19.
Подать Уполномоченному заявление можно:
- через специальный раздел на сайте upchspb.ru;
- по электронной почте mail@upchspb.ru.
Обращение можно также отправить по почте (190900, Санкт-Петербург, BOX1137), однако для снижения риска заражения коронавирусной инфекцией просим использовать почтовый способ подачи заявления лишь в крайнем случае, когда нет возможности сделать это в электронной форме.