Знаменитый лозунг про спасение утопающих, висевший на клубе «Картонажник» города Васюки в романе «Двенадцать стульев», знают даже те, кто не знаком с творчеством Ильфа и Петрова. Потому что он давно стал крылатым выражением, смысл которого - человек сам должен решать свои проблемы, и помогать ему никто не будет. Именно так поняла 18-летняя Ксения из Петербурга ответ районной администрации на ее просьбу о помощи. Квартиру, которую ей предоставило государство как сироте, постепенно затапливает, а искать и устранять протечку управляющая компания не спешит. Девушке рекомендовали подать в суд на соседа сверху, который к себе никого не пускает. Смотровой лист подписала, ключи получила, сама теперь и разбирайся…
О том, что в квартире, которую предоставили Ксении М. как сироте по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, невозможно находиться, а не то что жить, она узнала уже после оформления документов. Получила ключи, открыла дверь и ужаснулась…
Как Ксения согласилась на это предложенное районной администрацией жилье, Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Светлане Агапитовой рассказала бабушка девушки, опекавшая ее до совершеннолетия.
«Ксения пошла смотреть квартиру сама, я физически не могла сопровождать ее, потому что неходячая, инвалид I группы, - написала омбудсмену Наталия Владимировна. – От внучки требовали немедленно дать ответ о согласии или отказе, а от одного варианта в Шушарах она уже отказалась, потому что очень далеко от моего дома. Обо мне сразу тогда подумала, как будет ездить помогать… А эта квартира недалеко, выглядела чистой и уютной, еще краской пахло после ремонта. Она и поспешила согласиться, не придав значения проступившему на потолке в ванной коричневому пятну от протечки. Через месяц прописалась, получила ключи от квартиры, вошла в нее и только тогда поняла, почему управляющая компания перед ее первым приходом срочно делала косметических ремонт… Потолок и стены в ванной были одной сплошной протечкой, в коридоре - частично, натяжной потолок в комнате надулся и пузырь этот увеличивался. Вдобавок ко всему - сильный запах туалета, сырость и насекомые повсюду…».
Ксения обратилась в районное жилищное агентство, комиссия которого зафиксировала «факт залития, а также невозможность доступа в квартиру выше этажом и ее обследования» (дверь никто не открыл). Управляющая компания не установила причину постепенного затопления жилья сироты, не перекрыла воду, не потоп же…
Девушка написала в жилищный отдел районной администрации и попросила ее переселить. Первый ответ обнадеживал: «Принимая во внимание систематический характер залития предоставленного жилого помещения и в целях соблюдения Ваших прав и законных интересов, администрация обратилась в Жилищный комитет с просьбой выделения Вам другого жилого помещения».
Через месяц пришел следующий ответ, уже с позицией Жилищного комитета, в нем разъяснялось, что жилье лицам из числа детей-сирот предоставляется «однократно»: «Вам была предоставлена однокомнатная квартира, в связи с чем Вы были исключены из общегородского списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением». Далее сироте рекомендовалось самой разыскать владельца квартиры выше этажом и подать на него в суд, чтобы он устранил протечку и возместил причиненный ущерб. За бесплатной юридической помощью посоветовали идти в районный комплексный центр социального обслуживания населения. Прочитав эти рекомендации, бабушка Ксении пожаловалась Уполномоченному по правам человека.
«Согласна, что менять квартиру из-за протечки – это, конечно, чересчур, но помочь девочке, а заодно и другим жильцам дома установить и устранить ее причину, полагаю, в силах районной администрации», - заключила Светлана Агапитова и обратилась с этим предложением к главе района.
И после подключения омбудсмена утопающим (в прямом и переносном смысле) все-таки решили помочь. Собственника квартиры, из которой заливает жилье Ксении, установили, но так как он неоднократно не выполнял предписания об обеспечении доступа сантехников управляющей компании к инженерным сетям, районная администрация сама подала на него в суд. Уполномоченный будет следить за судебным разбирательством.