Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

День правовой помощи: долгие беседы и непростые задачи

10 ноября 2023

В Санкт-Петербурге прошел День социально-правовой помощи для граждан старшего поколения «Ваши права – вопросы и ответы». Мероприятие организовано по инициативе Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге и Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского.

В просветительском проекте традиционно принимают участие самые востребованные у пожилых горожан органы, службы и учреждения. Этот год не стал исключением. Посетители библиотеки могли напрямую задать свои вопросы специалистам 22 организаций-участников. В частности, представителям системы ОМС, регионального отделения Социального фонда, Главного бюро МСЭ по Санкт-Петербургу и других структур федерального и городского значения. В общей сложности, мероприятие посетили 735 человек. Дано 2310 консультаций, так называемая «книговыдача», включающая в себя раздаточные материалы (листовки, буклеты, брошюры) составила 7252 экземпляра.

Консультанты разместились в медиахолле и читальном зале библиотеки. И, несмотря на наплыв посетителей, главное правило учреждения уважительно соблюдалось: никакого шума и гама, лишь легкий гул голосов.

Пожилых гостей мероприятия встречали у входа администраторы, роль которых на себя взяли хозяева площадки и члены Молодежного совета при Уполномоченном. У посетителей уточняли, по какой теме им хотелось бы получить совет специалистов и направляли к нужному пункту.

Как правило, посетители приходили с каким-то конкретным вопросом, который намеревались обсудить. Но, вчитываясь в таблички организаций, вспоминали, что есть и другие темы, на которые им хотелось бы пообщаться. Таким образом некоторым гостям удалось убить сразу несколько зайцев и уладить все свои дела без «хождения по инстанциям» в разных концах города.

Ажиотаж наблюдался вокруг представителей Фонда пенсионного с социального страхования, информационных служб городской системы здравоохранения и социальной политики, прокуратуры, нотариальной палаты, Горжилобмена. Пожилые люди интересовались, как правильно оформить завещание и принять наследство. Какие льготы им положены. Ну, и конечно, самый злободневный вопрос – новые правила компенсации за оплату ЖКУ.

К сотрудникам аппарата Уполномоченного выстроилась целая очередь. На этот случай организаторы предусмотрительно поставили дополнительные стулья для ожидающих. В общей сложности, четыре специалиста приняли 45 обратившихся. В совокупности проведено более 200 консультаций, поскольку вопросов у людей накопилось много.

Публика в этом году была разнородна, как никогда, и поднимаемые тоже темы пестрили своим разнообразием.

Пенсионерка, пытаясь возместить ущерб за сломанный холодильник, отдала адвокату в пять раз больше стоимости устройства. И обижается на суд, который не возместил ей понесенных расходов…

Практикующий врач-психиатр усмотрел нарушение конституционных прав в требовании иметь мобильный телефон. Без указания номера мужчина не может зарегистрировать электронную почту. И, как следствие, - направить в нужную инстанцию портфолио для повышения квалификации.

Сын 92-летней горожанки просит помочь его матери, отдающей половину пенсии за долги, унаследованные вместе с имуществом.

У кого-то исчезла машина со штрафстоянки. У кого-то родственники, проживающие в одной квартире, выкручивают лампочки в комнате.

Некоторые ситуации откровенно выходили за пределы правовых рамок. Сложно, к примеру, поддержать в споре с поставщиком услуг человека, отказывающегося платить за свет из-за лифта, беспокоящего его своими звуками.

Разговоры с каждым из обратившихся были долгими, а вопросы - непростыми. Работа предстоит большая…

Некоторые гости библиотеки подходили непосредственно к Светлане Агапитовой и передавали заранее подготовленные письма лично в руки. «И оставьте, пожалуйста, отметку, что обращение принято», - просили подкованные горожане.

Кто-то пытался разобраться с персональными трудностями, а кто-то сквозь призму своих бед видел системную недоработку, которая может коснуться каждого. Так, неравнодушная женщина волновалась за судьбу одиноких горожан, не имеющих статуса инвалида, которые после тяжелой госпитализации не могут рассчитывать на помощь государства при транспортировке домой. Не говоря уже последующем уходе. Непонятно, кто будет присматривать, покупать, готовить еду и так далее: «Я вынуждена отказаться от плановой операции, потому что не знаю, как самостоятельно добраться из больницы домой. И как справляться с бытом в последующие полгода…». Кто в ответе за больного человека в восстановительный период: здравоохранение или соцзащита? Эта задача, как и все межсистемные вопросы, не имеет простого решения…

Еще одна пожилая петербурженка борется за Почетный знак «Жителю блокадного Ленинграда». Он был учрежден в 1989 году и дается только тем, кто прожил в осажденном городе не менее 4 месяцев. Сама же пенсионерка родилась за три с половиной месяца до освобождения города и, соответственно, знака не имеет. «Это же несправедливо! Я вынашивалась в период Блокады. И нас таких много…», - и просит Уполномоченного помочь с продвижением данной инициативы.

Светлана Агапитова: «На такие мероприятия, как правило, приходят люди со своей бедой. Уставшие от утомительной борьбы, растерянные, отчаявшиеся. Но, видя расположение и искреннюю заинтересованность, человек выдыхает. Напряжение спадает. И это – особое мастерство специалистов, умеющих грамотно вести приемы.

Я хочу поблагодарить каждую из организаций, поддержавших наш проект. Конечно, наивно полагать, что за один день мы решим вопросы всего большого города. Однако данный формат общения востребован. Сотни пожилых людей поделились наболевшим, получили ценные советы и напрямую обратились в профильные службы.

Когда человек приходит с хмурым лицом, а уходит с улыбкой – это лучшая награда для профессионала. Значит, действительно помогли. Или подарили надежду. Будем работать дальше, с новыми силами!».


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00