Более десяти лет добиваясь предоставления доступного для брата-инвалида жилья, Артур И. преодолел немало препятствий. И когда в августе прошлого года, казалось бы, достиг желаемого, возник очередной барьер. Выделенная квартира, которая приспособлена для нужд колясочника, еще не была зарегистрирована в собственность Петербурга. Сроки регистрации сдвигались. Вселение откладывалось. Для ускорения этого и так сильно затянувшегося процесса потребовалось вмешательство петербургского омбудсмена Светланы Агапитовой.
Артур с юности заботится о младшем брате с ДЦП, который не может ходить и передвигается на кресле-коляске с ручным приводом. Живут они в Петергофе в однокомнатной квартире общей площадью 30 кв.м. вместе с матерью, ей в следующем году будет 90 лет. Сыновья тоже уже пенсионного возраста. Все трое – инвалиды. Поддерживают друг друга по мере сил, которых с каждым годом становится все меньше. Наличие коляски жизнь семьи не облегчает, так как на ней брат Артура может въехать только в коридор, дальше просто негде развернуться.
Несмотря на то, что Артур долгое время пытался улучшить жилищные условия семьи, никаких подвижек в решении квартирного вопроса не было до декабря 2018 года. Тогда они с мамой и братом получили, можно сказать, новогодний подарок – заключение районной межведомственной комиссии об отсутствии возможности приспособить их однушку под потребности колясочника и признании ее непригодной для проживания инвалида и членов его семьи. В феврале 2019 года их приняли на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. И процесс пошел, хотя не так быстро, как хотелось.
Спустя полтора года в администрации Петродворцового района семье выдали смотровой лист на двухкомнатную квартиру, полностью приспособленную для жизни человека на кресле-коляске. А потом снова пришлось ждать…
«В августе 2021 года мы дали согласие на обмен своей квартиры, после чего нам сказали ждать, когда Жилищный комитет предоставит обменный ордер. Но сколько его еще ждать? Мы остро нуждаемся в пригодном для колясочника жилье. Мне 65 лет, сам инвалид второй группы, а приходится таскать брата на себе, потому что его коляска никуда не проходит. Маме 89 лет, она спит на кухне», - пожаловался Артур Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Светлане Агапитовой и попросил ее о помощи. На 8-ми из 9-ти страниц своего обращения он цитировал международные, федеральные и региональные нормы, защищающие жилищные права инвалидов. Претензии петербуржца к их правоприменению были результатом собственного неудачного опыта.
Сотрудники аппарата Уполномоченного выяснили в районной администрации, что «квартира была распределена предварительно» на основании информации от Жилищного комитета. Но для обмена не было самого главного – собственника. Жилое помещение в новостройке нужно было зарегистрировать в собственность Санкт-Петербурга.
Этот процесс, как и предыдущие, оказался небыстрым. Но, благодаря вмешательству Уполномоченного, содействию Жилищного комитета и руководства района, ускорился. Право государственной собственности на квартиру зарегистрировали, районная администрация подготовила и передала пакет документов в Горжилобмен.
«Осталось только заключить договор мены и уже можно будет вселяться, - комментирует Светлана Агапитова. – Я и мои коллеги проследим, чтобы никаких больше препятствий не возникло. Слишком их было много у семьи».