Дом-интернат для престарелых и инвалидов №1 (ДИПИ) – учреждение в своем роде уникальное, поскольку оказывает социальные услуги разным категориям граждан. Здесь проживают и бездомные, и инвалиды, и просто пожилые немощные люди.
Петербургский Уполномоченный провела там выездной прием. Кроме того, Светлана Агапитова обсудила с директором Дома-интерната Михаилом Севостьяновым актуальные проблемы и познакомилась с работой появившийся недавно системы для подъема и перемещения пациентов.
В двух жилых корпусах учреждения проживают сейчас 344 человека. В связи с проходящими ремонтными работами несколько подопечных были направлены в санатории. К началу следующего года планируется выйти на 360 мест. Но судя по тому, что «лист ожидания» или попросту очередь составляет 260 человек – потребность существенно выше возможностей. Причем, полтора года назад это список насчитывал 60 претендентов и за этот период вырос более, чем в четыре раза.
Клиенты «социальных гостиниц» занимают чужие места
В этой связи есть один важный нюанс, на который нельзя не обратить внимание. Михаил Севостьянов рассказал, что, по оценкам специалистов, примерно треть из всех проживающих фактически не нуждаются в оказании социальных услуг в стационарной форме, хотя и признаны таковыми. Единственная их потребность – крыша над головой, все остальное они в состоянии делать сами.
Таким образом, если рассуждать с точки зрения рационального использования государственных ресурсов, было бы разумно помещать таких людей в учреждения типа «социальная гостиница». Это существенно сократило бы очередь, а места в интернате заняли бы те, кто действительно не может обслуживать себя без посторонней помощи. Тем же, кто не нуждается в социальных услугах в стационарной форме, самостоятельность пойдет только на пользу. Но кто же откажется от проживания «на всем готовом», когда представилась такая возможность. Да и учреждения такой формы, как «социальная гостиница» в нашем городе пока нет, а жаль…
В ногу с техническим прогрессом
С момента прошлого визита Уполномоченного дом-интернат сделал существенный шаг вперед в части технического оснащения. В жилом корпусе была установлена рельсовая система для подъема и перемещения проживающих. Сотрудники считают этот комплекс очень полезным и нужным, поскольку значительная часть их подопечных – не могут передвигаться самостоятельно. Работают в интернате в основном женщины, а перемещение неходячего человека требует значительных физических усилий. Потребность же в этом есть постоянно – гигиенические процедуры, перестилание постели, профилактика пролежней, прогулка. Кроме того, подобные системы могут использоваться для восстановления двигательных функций.
Обратила внимание Светлана Агапитова и на необычные часы на запястьях некоторых сотрудников. Они тоже оказались частью используемых умных систем. Сигнал вызова из каждой комнаты приходит на пост отделения и дублируется на часы дежурной, чтобы она его получила даже если находится не вблизи основного пульта.
Технический прогресс за прошедшие полтора года коснулся не только жилых корпусов. На территории появился целый комплекс уличных тренажеров, укрытый навесом от козней питерской погоды. Надо отметить, что это вовсе не самое примитивное оборудование, которое сейчас можно встретить в парках и на уличных площадках. Десяток тренажеров предназначены специально для «маломобильных групп населения» и позволяют делать очень широкий спектр физических упражнений с изменяемой нагрузкой. Светлана Агапитова, имеющая за плечами внушительную спортивную карьеру, честно призналась, что «не сразу и сообразишь, как этим пользоваться». Жаль только, что самих проживающих на площадке не было. Впрочем, виной тому могла быть и осенняя прохлада, прочно обосновавшаяся на улице…
А вот попасть на прием к Уполномоченному желающие были.
Реструктуризация долга и прочие частные вопросы
Ирина* попросила помочь ей «реструктуризировать долги» – по решению суда с нее ежемесячно удерживаются определенные суммы. Сама задолженность состоит из алиментных обязательств, банковского кредита и оплаты услуг, оказанных домом-интернатом. Как выяснилось из разговора, под «реструктуризацией» она имела в виду не снижение финансовой нагрузки, а обнуление долга. Однако, знакомство с фактическим финансовым положением Ирины, показало, что все не так уж плохо – большую часть долга она уже выплатила и теперь остались лишь обязательства перед учреждением, в котором она проживает.
Александр* попал сюда из-за последствий инсульта, который случился на похоронах матери. По его словам, он не может получить статус «участник боевых действий» из-за утраченного военного билета. Специалисты аппарата Уполномоченного сделают запрос в военкомат и разберутся в ситуации.
Кроме того, пришедших на прием интересовали вопросы компенсации средств реабилитации, приобретенных из личных средств, а также сроки процессуальных действий сотрудников правоохранительных органов при рассмотрении заявления о совершенных мошеннических действиях. А вот Василий Иванович*, прибывший на коляске, с порога заявил, что никаких вопросов или жалоб у него нет и обеспокоен он лишь временной невозможностью выйти из учреждения. Впрочем, он и сам понимает, что эта мера связана с эпидемической обстановкой и остается ждать, когда она улучшится…
«Наши специалисты изучат все вопросы, ответы на которые потребовали дополнительной информации. Там, где есть повод для нашего вмешательства, мы обязательно окажем содействия, - заверила Светлана Агапитова. – В очередной раз убеждаюсь в пользе выездных приемов в подобные учреждения. Во-первых, далеко не все проживающие самостоятельно соберутся приехать в офис Уполномоченного, а во-вторых – периодически им ограничивают выход из соображений эпидемической безопасности.
Кроме того, посещая учреждения и обсуждая со специалистами вопросы той или иной сферы, так или иначе выплывают темы, которые требуют внимания. Вот в этот раз меня удивил такой заметный рост очереди в интернаты для престарелых и инвалидов, а также потребность в социальных гостиницах. Необходимо всесторонне изучить этот вопрос и понять какие есть возможности для его решения».
____________________
* имена изменены