Аркадий Борисович* не скрывает, что он - очень принципиальный и требовательный человек. Особенно когда речь касается работы бюджетных организаций или сферы предоставления услуг.
Время от времени, замечая сбои или попустительское отношение на местах, петербуржец считает своим долгом проинформировать соответствующие государственные органы.
Однако на этот раз мужчина оказался не просто сторонним наблюдателем, а настоящим заложником проблемной ситуации. Повод для обращения может показаться кому-то несущественным. Да и цена вопроса – чуть больше ста рублей. Но тут - уже дело принципа. Ведь элементарная по своей сути история с перерасчетом коммунальных услуг растянулась на год, отняла у активного пенсионера массу времени и сил. Поэтому потребовалось вмешательство Уполномоченного…
Всё началось с того, что в октябре прошлого года Аркадию Борисовичу предоставили путевку в санаторий. В общей сложности, отдых на южном курорте с дорогой туда и обратно занял 18 дней.
По закону**, при временном отсутствии потребителя в жилом помещении (более 5 полных календарных дней подряд) можно попросить пересчитать размер платы за услуги вывоза мусора. Данная возможность появилась с 01.03.2023 года, и Аркадий Борисович об этом знал. Поэтому, по возвращении с курорта, направился в бухгалтерию Управляющей компании с заявлением на перерасчет. Но документы у него не приняли:
«Мне отказали, сославшись на то, что счет на оплату услуг пришел не на «розовой квитанции», а на белой от АО «Единый информационно-расчетный центр Санкт-Петербурга». Доступа для внесения изменений в этом счете наша бухгалтерия не имеет», - рассказывает пенсионер.
Аркадий Борисович выяснил, что услугу по переработке твердых коммунальных отходов (ТКО) предоставляет АО «Невский экологический оператор». Но, как ни пытался, дозвониться в организацию не смог. С представителями ЕИРЦ пообщаться по телефону тоже не удалось: автоматизированная система готова только принять показания приборов учета или рассказать о действующих тарифах, но никак не выслушать жалобу и не записать на прием к руководителю.
Других номеров в свободном доступе пенсионер не нашел и очень этому удивился: «Почему я должен общаться с бестолковым автоматом, почему нельзя поговорить с живым человеком? Складывается впечатление, что это какие-то совершенно секретные организации, и наши законы им не писаны…».
Аркадий Борисович отказался от бесплодных попыток связаться с «коммунальщиками» по телефону и обратился к традиционному эпистолярному жанру - написал заявление в ЕИРЦ и отправил по почте. Ответ не пришел.
Тогда гражданин повторил попытку установить связь через письменные запросы, но на этот раз направил обращение напрямую руководству НЭО на адрес, указанный в квитанции. И, наконец, увидел ответную реакцию! Но, к сожалению, не ту, которую ожидал.
«У нас началась изнуряющая переписка, - вспоминает пенсионер. - С меня стали необоснованно требовать множество лишних документов, хотя Постановление** четко указывает, какие именно нужны».
Сначала потребителя услуг попросили подтвердить его временное отсутствие – он предоставил билеты. Потом - справку о нахождении на санаторно-курортном лечении, потом – Форму 9 и т.д.
А самое досадное, полагает пенсионер, что весь этот обмен бумагами и мнениями, растянувшийся на долгие месяцы, оказался безрезультатным. Поскольку НЭО лишь предоставляет услуги, а расчет и перерасчет оплаты – функция ЕИРЦ, о чем ему в итоге и сообщили.
«До настоящего времени мне так никто оплату не пересчитал. Почему они игнорируют простых граждан, игнорируют закон? Ведь именно мы оплачиваем их работу! Помогите добиться справедливости!», - просит Аркадий Борисович Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге.
Мужчина объясняет свою настойчивость попыткой призвать поставщиков услуг к порядку. Ведь это у него сто рублей «зависли» в воздухе, а у других суммы могут быть куда крупнее: «Всё должно быть четко, точно и своевременно. Если уж положено пересчитать стоимость услуги – значит, надо пересчитать, а не создавать волокиту».
Тем более, что у Аркадия Борисовича уже новая поездка в санаторий на носу, а в ЕИРЦ еще прошлую переплату не компенсировал…
Светлана Агапитова: «Мы направили запрос в Единый информационно-расчетный центр, приложив все переписки Аркадия Борисовича. В организации пообещали решить вопрос с перерасчетом, как только клиент предоставит недостающие документы.
Это не первое обращение с жалобой на работу ЕИРЦ. В основном, сложности возникают именно из-за отсутствия обратной связи с потребителями услуг. Руководство организации отмечает, что нацелено на повышение качества работы и оперативную отработку жалоб. И действительно, по многим ситуациям, с которыми нам довелось столкнуться, права граждан в итоге были восстановлены. Но чтобы уменьшить число недовольных, система расчетов должна стать более прозрачной, а общение со специалистами - более доступным».
*данные изменены
**в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.03.2024) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")