Исторический район Пески, расположенный южнее Таврического сада, уже привлекал внимание Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. Во время майского «Культпохода» Светлана Агапитова и ее помощники из Молодежного совета погружались в проблемы доходного дома купца Овсянникова*. Но буквально в одном квартале от купеческого особняка стоит так называемый Меняевский рынок, перестроенный при советской власти под многоквартирное здание. Творение архитектора Василия фон Геккера тоже оказалось под угрозой разрушения. На этот раз – по причине затянувшегося капитального ремонта.
«Дом в центре города гибнет! Люди могут остаться без жилья!», - эмоционально начинается обращение градозащитников к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге.
Пятиэтажное строение на пересечении улиц Бакунина, Полтавской и Невского проспекта медленно ветшало. Крыша и инженерные сети нуждались в обновлении, поэтому капитального ремонта жильцы здесь действительно ждали. А потом с таким же нетерпением стали считать недели до окончания работ. Вот только процесс шел крайне медленно: с нарушением сроков, частой сменой бригад и привлечением рабочих без должной квалификации. Претензий к строителям накопилась масса: затопленные подвалы, захламленные чердачные помещения, регулярные перебои с водой, которые всякий раз становились неожиданностью, поскольку совершенно не соответствовали согласованным графикам.
Да и качество ремонта, по мнению местных жителей, оставляло желать лучшего. Причем, какие-то недочеты были заметны сразу (например, некачественная штукатурка), а какие-то должны были заявить о себе со временем. Кто знает, какими последствиям обернется неправильное соединение водопроводных труб или нарушение технологии укладки кровельных материалов?
Но даже если все эти нюансы опустить, укорив жильцов в предвзятости и отсутствии экспертности, есть претензии, от которых не отмахнешься. Затянувшийся процесс замены кровли в условиях петербургского климата привел к протечкам и затоплению целых подъездов. Обитатели верхних этажей теперь не понаслышке знают, что такое погода в доме: во время сильных ливней в их квартирах можно было сидеть под зонтами, как на улице. В результате, потолки потемнели, обои пожелтели, отсыревшая мебель стала непригодной к использованию. А ведь перекрытия в доме тоже деревянные…
Пытаясь помочь жильцам, Уполномоченный по правам человека налаживала диалог с администрацией, призывала Фонд капитального ремонта** повлиять на ситуацию. В результате, составлялись акты о нарушении графика выполнения работ, подрядчик получал гневные письма о невыполнении договорных обязательств. Выявлялись пострадавшие, которым обещали возместить убытки.
Чтобы хоть как-то решить проблему «домашнего дождя», строители временно закрывали дом тентами и навесами. Но импровизированную «крышу» то и дело сносил ветер, а ремонт всё шёл своим чередом…
Наконец, работы были завершены. Но жильцы не успели выдохнуть, потому что теперь всплыли те самые недочеты, о которых они предупреждали. Компанию-подрядчика обязали устранить замечания в рамках гарантийных обязательств. И ремонт, начатый почти два года назад, продолжился…
В марте 2023 года на очередной запрос Уполномоченного руководство Фонда капитального ремонта сообщило, что проблемы дома всё ещё не решены. Строителям сделали последнее предупреждение и пригрозили судом.
Прошло еще четыре месяца, и Светлана Агапитова, наконец, получила доброе известие: «Замечания заявителей к выполненным работам по капитальному ремонту инженерных сетей и крыши устранены». Но поставлена ли точка в истории злоключений Меняевского рынка? Время покажет…
Светлана Агапитова: «К сожалению, жильцы дореволюционных построек нередко сталкиваются с подобными проблемами. С одной стороны, градозащитники переживают за судьбу зданий, оставленных без должного внимания. А с другой стороны, как показывает пример Меняевского рынка, не всегда такая забота идет на пользу.
Даже если дом, расположенный в границах исторического центра, не является объектом культурного наследия, к выбору компаний, осуществляющих ремонт, нужно относиться крайне серьезно. Чтобы сохранить нашу уникальную архитектурную среду, а не разрушить ее небрежным отношением».
*Культпоход: в доме купца магазин не нужен
**НО «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»