Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

«Думать экологично, чтобы действовать экологично»: Уполномоченный подвела итоги конференции по защите окружающей среды

02 ноября 2023

Почему фразу «плохая экология» специалисты считают некорректной? Можно ли в мегаполисе создать благоприятную экологическую обстановку? Как научить людей беречь природу? Что петербургские ученые предлагают для спасения мировой биосферы? На эти и другие значимые вопросы искали ответы участники конференции «Экологическое просвещение, экологическое образование, экологическое информирование: актуальные вопросы и перспективы», которая проходила в Санкт-Петербурге под эгидой Уполномоченного по правам человека.

Экология в большом городе

К обсуждению экологических проблем и экологического образования присоединились представители городских органов власти, преподаватели учебных заведений и общественные активисты, посвятившие свою жизнь вопросам защиты окружающей среды. Заявленные темы также нашли живой отклик среди представителей науки и академического сообщества – около полутора десятков участников мероприятия имеют степени кандидатов и докторов наук.

Светлана Агапитова, открывая конференцию, отметила, что экологические проблемы касаются каждого, поскольку состояние окружающей среды отражается на здоровье и качестве жизни людей. Однако не все это осознают. Поэтому нужно проводить системную работу по экологическому просвещению и информированию, объединив усилия государства и общества.

«5 лет назад в Санкт-Петербурге принят солидный документ – Концепция экологического просвещения. Но до сих пор отсутствует программа ее реализации. А без четко прописанных механизмов, так называемой «дорожной карты», концепция остается лишь «декларацией о намерениях», - заключила Светлана Агапитова. По мнению Уполномоченного, в городе накоплен уникальный опыт работы по экологическому просвещению, который нужно вывести за пределы узкого круга энтузиастов - наиболее интересные проекты должны получить распространение. При этом нельзя забывать о качестве проводимых мероприятий, для чего нужен системный анализ и четкие критерии оценки.

Отдельный непростой вопрос – актуализация законодательства. «В 34 субъектах Российской Федерации действуют региональные законы об экологическом образовании и просвещении. Думаю, было бы правильным, чтобы Санкт-Петербург, носящий гордое звание «культурной столицы России», стал бы одним из флагманов в этом направлении», - резюмировала Уполномоченный и призвала участников конференции озвучить свои предложения по совершенствованию законодательной базы.

О том, какую работу администрация города ведется по экологическому просвещению, рассказал заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности Андрей Самусевич. Форум «День Балтийского моря», акция «Чистый берег», фестиваль «Кронфест», - это только верхушка «айсберга». В Петербурге реализуется множество целевых проектов, различных по форме и содержанию: проводятся конкурсы, читаются лекции, создаются медиапродукты, осваиваются экотропы.

Наиболее насыщенная «экологическими» событиями жизнь у подрастающего поколения. И это – не случайно. «Если мы не будем заниматься экологическим образованием, в частности, среди детей, мы не добьемся никаких результатов», - убежден Андрей Самусевич.

Значимость экологического просвещения – неоспорима. Тем не менее, экологическое образование носит факультативный характер. Периодически в экспертном сообществе звучит мысль о необходимости введения обязательного урока в школах. Однако решение этого вопроса находится в компетенции федеральных органов. Их мнение по данному вопросу известно: образовательная программа перегружена другими важными дисциплинами, поэтому пока экология остается в плоскости дополнительного образования.

Тем не менее, выработать комплексный подход к реализации экологических инициатив – региональным властям вполне по силам. Поэтому представитель исполнительной власти поддержал предложения Уполномоченного по разработке «дорожной карты», а также предложил актуализировать городскую концепцию: «Нам действительно не хватает системного взгляда на экологическое просвещение. Много игроков, которых нужно объединить единой методикой».

Экология как наука

Доктор философских наук, член-корреспондент РАЕН Александр Старцев начал выступление с цитаты академика Владимира Вернадского: «Человечество не может свободно строить свою историю, оно может строить ее только с учетом законов биосферы». Однако люди, к сожалению, забывают о том, что человек не может воссоздать творения природы. И это ведет к глобальным катаклизмам и необратимым климатическим изменениям.

«Люди превысили 7 из 8 пределов стабильности Земли: это касается климата, биосферы, гидросферы, криосферы и связанных с ними циклов воды, углерода и питательных веществ», - озвучил Александр Старцев выводы ученых из Потсдамского института.

Исследователь полагает, что создание «городов» будущего, где будет использоваться только чистая энергия – утопия. Реальный пусть спасения планеты предложен петербургскими учеными Виктором Горшковым и Анастасией Макарьевой, которые пришли к выводу: углерод – не причина изменения климата, а его следствие. Лес и болота – единственное, что обеспечивает климатическую устойчивость. А засухи, пожары, наводнения, ураганы и смерчи являются итогом массовой вырубки лесов и прекращения действия так называемого «лесного биотического насоса влаги».

«В США утрачено 95% исходных лесов, в Европе девственных лесов практически не осталось. В России - наиболее благоприятная ситуация: на значительной площади страны сохранились малонарушенные лесные территории. Ценность их безгранична! Но нет пророка в своем Отечестве. Своих ученых слышать не хотят…», - констатирует член-корреспондент РАЕН и призывает внедрять новую систему мировоззрения с ориентацией на нематериальные ценности.

Эксперт Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Семен Гордышевский полагает, что основа экологического просвещения – полная и достоверная информация о состоянии окружающей среды: «Мы массово живем в состоянии экологической безответственности. Чтобы действовать экологично, нужно научиться думать экологично. А для этого нужны знания – правильный контент».

По мнению специалиста, самое главное экологическое пространство, общее для всех, - воздух, который должен состоять всего из 4 элементов. Всё остальное, полагает эксперт, - загрязнители. Их количество за последние десятилетия увеличилось в разы, что подтверждают данные наблюдений атмосферного воздуха.

С ученым не согласилась бывший начальник отдела информационно-аналитического обеспечения Департамента Росгидромета по Северо-Западному федеральному округу Валентина Варлашина, отметив, что даже в сосновом лесу воздух не стерильный. А давать комплексную оценку цифрам, даже взятым из авторитетных источников, могут только лицензированные специалисты.

Однако с тезисом, что значимо не только количество, но и качество примесей, никто спорить не стал. Так, отдельные промышленные объекты своими «незначительными» выбросами могут нанести бОльший вред экологии мегаполиса, чем все автомобили вместе взятые. Чтобы избежать фатальных последствий, нужно прислушиваться к мнению экспертного сообщества.

«Гораздо проще не допустить внедрение опасных технологий, чем остановить их, - подытожил Семен Гордышевский. - Экосистема Земли может существовать без человека. Человек без экосистемы – нет. Поэтому принимаемые нами решения и законы не должны противоречить законам природы».

Член Комиссии по охране природы Санкт-Петербургского отделения Русского географического общества Андрей Алимов начал с того, что в сфере экологии до сих пор нет единства не только в просветительских подходах, но и в понятиях. «Терминология очень запутана, и это создает дополнительные трудности. Нельзя, к примеру, говорить «в городе плохая экология», - убежден ученый. – Экология – это наука, она едина для всего человечества».

Андрей Алимов, опираясь на авторитет академика Вернадского, отметил, что человек является той силой, которая может изменить лик Земли. Вот только изменения эти могут иметь необратимый характер. «Самые важные потребности – биологические. Не будем их удовлетворять – и существовать не будем», - делает вывод ученый.

Экология - детям

Преподаватель РГПУ им. А.И.Герцена Мария Яловенко рассказала о проекте «Биоэтика детям», который реализуется в образовательных организациях города. На Уроках доброты ребят учат бережному обращению с животными и любви к природе: «Закрепленное отношение к животным в школе – утилитарное. Это неверно», - полагает специалист.

Постепенно от работы с педагогическим сообществом авторы проекта перешли к созданию полноценных программ, доступных для всех желающих на безвозмездной основе. Но о системной работе, к сожалению, говорить пока не приходится.

Светлана Агапитова обратила внимание на предложенную сотрудниками вуза оценку эффективности образовательных программ, которая позволяет оценить качество и результативность проводимых мероприятий: «Нужно внести это в резолюцию, чтобы подтянуть научную базу».

Экология и здоровье

Кандидат медицинских наук Марина Мамаева предложила делать выводы о состоянии окружающей среды по состоянию здоровья населения. Проанализировав данные Минздрава РФ, исследователь пришла к выводу, что за 17 лет Северная столица вырвалась в лидеры по таким заболеваниям, как болезни органов дыхания, врожденные аномалии, новообразование, опередив даже самый большой мегаполис России – Москву. И причина тому – неблагоприятная экологическая обстановка: «Если окружающая среда неблагополучна, болеют и взрослые, и дети», - делает вывод медик и подкрепляет свои слова региональными исследованиями.

Так, с 2005 по 2015 годы было обследовано 750 часто болеющих детей в Приморском районе. Выяснилось, что 62% от всех обратившихся на прием педиатра, более 5-6 раз в год страдают осложненными формами ОРВИ, пневмонии, бронхитов и т.д. Для сравнения, в более благополучных российских городах этот показатель составляет 12-14%.

«Экологическое просвещение не сводится к акциям. Это формирование созидательной ответственности с нацеленностью на результат», - утверждает Марина Мамаева и призывает работать со всеми категориями граждан, в том числе, пенсионерами, которых незаслуженно обходят организаторы мероприятий.

Поддержка юных и молодых экологов

О программах, реализуемых Комитетом по науке и высшей школе, рассказала начальник профильного отдела ведомства Виктория Маркова. Выделены три основных направления деятельности: проведение конкурсов, организация конгрессных мероприятий и просветительская работа посредством сотрудничества со средствами массовой информации.

Совместный проект с телеканалом «Санкт-Петербург» подразумевает производство научно-просветительских программ для размещения в эфире. В год готовится порядка 12 выпусков. Уполномоченный, как человек с большим телевизионным опытом, предложила привлекать студентов и школьников к процессу: чтобы помогали со съемкой и размещали видео на сайтах и официальных страницах своих учреждений.

Конкурсы для школьников и студентов стимулируют участников проводить исследования, писать работы на экологические темы, погружаясь в проблемы охраны окружающей среды. Аспиранты и молодые ученые (уже более высокий уровень) на реализацию наиболее интересных проектов могут даже получить грант.

«Представители научного сообщества и вузов знали о такой возможности?», - спросила Светлана Агапитова. Знали многие, но не все.

«Еще до революции наш город был пионером натуралистической деятельности. Правда, тогда еще не говорили слово «экология»…», - так эксперт Комитета по образованию Санкт-Петербурга Артур Ляндзберг начал свой рассказ о об экологии в городской системе общего образования.

По мнению специалиста, нужно строить теоретическую базу с прицелом на дальнейшее практическое использование. И Санкт-Петербург в этом преуспел.

Разумное природопользование, любовь к родным местам, бережное отношение ко всему живому, - всё это нужно объяснять с юных лет. Чтобы ребенок с детства готов был осознанно тратить силы и средства для сохранения жизни на Земле.

Кроме того, в городе ведется плотная работа образовательных учреждений с так называемыми «заказчиками» наукоемких отраслей, которым в перспективе понадобятся специалисты естественно-научного профиля: экологи, медики, биологи, геологи и т.д. Совместные акции, экскурсии и другие проекты с крупными предприятиями помогают школьникам не только своевременно определиться с профессией, но и сформировать осознанный подход к учебе.

Отдельный повод для гордости Санкт-Петербурга – проект «Экологический диктант», который проводится ежегодно и привлекает огромное количество участников со всех уголков мира. Подробнее эту тему раскрыла другая выступающая - Елена Есина, эксперт Комитета по экологии, природопользованию и охране окружающей среды Государственной Думы СФ РФ.

Диктанты стали проводить с 2019 год с целью повышения экологической грамотности населения. Каждый год выбирается одна тема, в рамках которой подбираются вопросы для двух возрастных групп – 13-17 лет и 18+. Санкт-Петербург не является лидером по числу участников, но стойко держит пальму первенства по призовым местам. Из иностранных государств хороший результат и активное участие отмечены у Египта, Монголии, Республики Беларусь.

Экология и общество

Сопредседатель Гильдии экологических журналистов Лина Зернова, говоря о важности эко-просвещения, отметила, что город упускает серьезный рычаг воздействия на аудиторию – наружную рекламу. С помощью билбордов можно информировать людей о не только о проблемах окружающей среды, но и о достижениях Санкт-Петербурга на поприще экологичного потребления: «Мало, кто знает, что в Петербурге 90% общественного транспорта ходит на альтернативном топливе. То есть, не загрязняет воздух. Из этого можно сделать бренд!», - убеждена журналист.

О том, что еще можно и нужно рассказывать населению, поведала Анна Смирнова, инициатор проекта «РазДельный Сбор». «Почему с отходами проще всего работать? – задается вопросом активистка. – Потому что их видно. В отличие от воды и воздуха, результат заметен сразу».

В рамках проекта людей не только призывают к сортировке мусора, но и учат, как это делать правильно. Проведя анализ своей деятельности, общественники пришли к выводу, что люди, сортирующие хотя бы часть отходов после получения дополнительной информации готовы сортировать все продукты жизнедеятельности. Однако есть и так называемая «холодная аудитория», которую подобными акциями не вовлечь. Что с этим делать – еще предстоит подумать…

Светлана Агапитова: «Мы впервые провели экологическое мероприятие такого масштаба и, как мне кажется, поработали очень продуктивно. В городе накоплен богатый опыт – научный и практический, которым наши спикеры охотно делились.

Единодушно поддержано предложение о разработке единой системы подходов к реализации Концепции экологического просвещения. В течение двух недель мы соберем предложения от наших участников, проанализируем и решим, как действовать дальше.

Кроме того, озвучено много важной информации, которую хотелось бы донести до широкой аудитории. Возможно, имеет смысл обобщить материал конференции и сделать спецдоклад, посвященный вопросам экологии.

Право на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции нашей страны. Но, к сожалению, для многих – это просто слова. Не потому, что люди не хотят жить в чистом городе, а потому что не знают, как это делать. Если мы сможем найти правильные подходы, вооружим людей нужными знаниями, тогда не придется объяснять, зачем нужно вести себя экологично».



Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00