«Докажите, что Вы - Гималайский, а не верблюд!». Валентина Николаевна Р. вспомнила эту старую юмореску из «Кабачка 13 стульев», прочитав очередной отрицательный ответ Пенсионного фонда на свое обращение. Правда, петербурженке вовсе не до смеха. Вот уже год вместе с мамой - Пелагеей Ивановной, которой в этом октябре исполнилось 104 года, они живут на одну пенсию Валентины Николаевны. Переехавшей из Украины маме в ее назначении третий раз под разными предлогами отказывают, проверяют, так сказать, ее долголетие. В обоснованиях отказов попыталась разобраться петербургский омбудсмен Светлана Агапитова, однако убедилась, что разумного объяснения им нет. Проверка на верблюжью выносливость, не иначе...
ПелагЕя или ПелагИя
О своих неудавшихся попытках оформить маме пенсию Валентина Николаевна рассказала Светлане Агапитовой на личном приеме.
«Решила обратиться к Вам за помощью, потому что уже нет сил ходить по инстанциям, - объяснила она прямо с порога, а потом изложила суть дела. - Я привезла маму, 5 октября 1918-го года рождения, с Украины в августе 2021 года. Три месяца оформляли вид на жительство, после чего в декабре обратились в Пенсионный фонд для назначения пенсии, они послали запрос в Харьковскую область, чтобы оттуда выслали дело. Его отправили только 18 февраля, а 24-го - началась специальная военная операция, и дело потерялось, т. к. именно в этом районе шли бои. Через три месяца нам об этом сообщили из Пенсионного фонда, а еще о том, что нашли несоответствие в написании маминого имени в трудовой книжке (там ПелагИя) и остальных ее документах (где она ПелагЕя). Нам пришлось доказывать в суде, что это ее трудовая книжка. Доказали и уже с судебным решением снова обратились в Пенсионный фонд, и опять безрезультатно».
А где свидетельство о браке?
На заявление Пелагеи Ивановны в управлении установления пенсий № 5 ответили следующее:
«Для принятия к рассмотрению предоставленных Вами документов о страховом стаже Вам необходимо предоставить свидетельство о заключении брака (справку о перемене фамилии). Для рассмотрения Вашего заявления установлен трехмесячный срок предоставления недостающих документов. Это связано с тем, что решением Невского районного суда, установлена принадлежность трудовой книжки Пелагее Ивановне М., в то время, как по виду на жительство Вы – Пелагея М., а в девичестве Пелагея Л.».
Прочитав это письмо, Валентина Николаевна как раз вспомнила про «гималайского верблюда». Зачем понадобилось свидетельство о браке? Что это даст? Отца уже полвека нет в живых, а свидетельство о перемене фамилии осталось в Харькове, куда за ним, естественно, никто сейчас не поедет. И, главное, что это доказывает? Что у Пелагеи Ивановны до замужества была другая фамилия. Или то, что в виде на жительство не указывается отчество? Это, в общем-то, известный факт (пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Все эти риторические вопросы Валентина Николаевна озвучила на приеме Светлане Агапитовой и попросила ее о помощи: «Маме 104 года!!! Она - участник Великой Отечественной войны, стаж работы 38 лет! И вот уже год она не получает пенсию. Я тоже пенсионерка, выживаем на одну мою».
«Недостающие» документы
Изучив предоставленные Валентиной Николаевной документы и решение Невского районного суда юристы аппарата Уполномоченного по правам человека пришли к выводу, что Пелагее Ивановне необоснованно отказывают в назначении страховой пенсии по старости. И Уполномоченный обратилась в защиту ее прав к управляющей региональным отделением Марии Ларионовой.
«Установлено судом, не подлежит сомнению и оспариванию, что трудовая книжка принадлежит Пелагее Ивановне М., имеющей на руках документы, устанавливающие личность, перечисленные в мотивировочной части судебного решения (в том числе вид на жительство на имя Пелагеи М.). Поэтому требование сотрудников отделения Пенсионного фонда предоставить еще «свидетельство о заключении брака (справку о перемене фамилии)» является излишним и незаконным. Кроме того, в виде на жительство иностранного гражданина, форма которого утверждена МВД России, не указывается отчество», - говорится в обращении Светланы Агапитовой.
Уполномоченный просит руководителя регионального отделения, учитывая почтенный возраст Пелагеи Ивановны и тяжелое материальное положение, в котором они с дочерью находятся, «в кратчайшие сроки провести проверку по изложенным фактам и принять меры, направленные на восстановление нарушенного права на пенсионное обеспечение».