Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Госпитальное образование – школа надежды для семей с больными детьми

31 марта 2023

В рамках XIII Петербургского образовательного форума состоялась Международная информационно-образовательная сессия «Эффективные формы партнерства исследователей, менеджеров и практиков в интересах развития госпитальной педагогики». Мероприятие подготовили и провели сотрудники проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» совместно с Российским государственным педагогическим университет им. А.И. Герцена. В качестве почетного гостя на сессии побывала Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге. Светлана Агапитова поприветствовала участников, отметив важность развития системы образования для детей, находящихся на длительном лечении.

Об особенностях обучения юных пациентов медицинских учреждений рассказал руководитель проекта «УчимЗнаем» Сергей Шариков, тем самым раскрыв суть госпитальной педагогики. Именно в образовании специалист видит колоссальный ресурс для создания благополучия семьи в целом. Тяжелое заболевание ребенка коренном образом меняет жизнь его родителей на годы. Образование же в больнице – это не просто изучение школьных предметов, а процесс, который возвращает детство, украденное недугом. Уже сам факт обучения предполагает наличие будущего и формирует его, а это очень важный психологический момент в борьбе с болезнью. Существенное отличие от обычной школы состоит в том, что дети хотят учиться. В госпитальном образовании отсутствует принуждение, а мотивирующим фактором является только интерес. Именно его и должен вызвать у детей педагог. Естественно, что и квалификация у такого специалиста должна быть соответствующая. Сергей Шариков почеркнул, что образование для тяжелобольных детей – это та ниточка, которая держит из в жизни.

О том, что эту важную миссию госпитальной педагогики осознавали далеко не все, заметил в своем приветствии ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Сергей Тарасов. По его мнению, первая и серьезная преграда, которую пришлось преодолевать на пути развития этого направления – принципиальное непонимание зачем все это нужно.

Проект «УчимЗнаем» реализуется в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева с 2014 года в рамках поручения Президента Российской Федерации, при поддержке Министерства здравоохранения и Министерства просвещения, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге хорошо знакома с направлением госпитальной педагогики еще со времен работы детским правозащитником и прекрасно знает, что проблемы тяжелобольного ребенка – это проблемы всей семьи. В 2019 году Светлана Агапитова активно участвовала в работе Межведомственной рабочей группы Министерства науки и образования РФ по практическому решению вопросов обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах.

«Еще будучи уполномоченным по правам ребенка, я познакомилась с этим замечательным проектом «УчимЗнаем», - рассказала Светлана Агапитова, приветствуя участников сессии. - И у меня появилась мечта, чтобы он расширялся в Петербурге, охватывая не только наши федеральные медицинские центры, но и городские больницы, где дети тоже иногда проводят по полгода.

Учеба во время длительной болезни важна не только для детей. Радостное настроение во время обучения передается их родителям. Нет ничего тяжелее, чем длительно болеющий ребенок. И если есть возможность его поддержать, позволить ему продолжить учиться, то и у родителя будет спокойней на душе. Они смотрят на своих детей уже не такими заплаканными глазами. И в семье появляется оптимизм, что очень важно в преодолении болезни.

Приятно, что в зале присутствуют и будущие педагоги, которые, конечно, должны знать и такую специфику своей профессии. Возможно кому-то из вас придется работать в этой сфере».

Основная цель сессии – способствовать расширению международного и межрегионального взаимодействия по вопросам научно-методического и нормативного обеспечения прав детей и членов их семей в борьбе с тяжелым недугом. В работе приняли участие руководители органов управления образованием, научные сотрудники и преподаватели, руководители и специалисты организаций, реализующих образовательные программы на базе медицинских учреждений РФ (более 50 региональных госпитальных школ Проекта «УчимЗнаем»). Кроме того среди участников были коллеги из Республики Узбекистан, Азербайджанской и Кыргызской Республик.

Эксперты познакомились с вопросами законодательного обеспечения развития госпитальной педагогики и актуальными исследованиями в этой сфере. Рассмотрели госпитальную школу как инновационный ресурс развития системы образования, оценили готовность системы образования к сетевому взаимодействию в интересах детей, находящихся на длительном лечении.

Предложенные в ходе обсуждения на экспертной сессии меры, направленные на сотрудничество, академическую мобильность, обмен опытом и эффективными педагогическими технологиями, станут основой для разработки и совершенствования не только программ высшего профессионального и дополнительного образования по вопросам госпитальной педагогики, но и нормативных правовых актов, способствующих повышению благополучия и качества жизни семей, дети которых нуждаются в длительном лечении.


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00