Ситуацию, когда подследственный или подсудимый недоволен своим адвокатом, новой не назовешь. Тем более, если обстоятельства дела складываются не в пользу подзащитного. Но что делать, если адвокат начинает открыто играть против своего клиента? Семен Селезнев* уверяет, что столкнулся именно с такой ситуацией и вынужден до сих пор разбираться с последствиями оказанной ему «юридической помощи»…
«Он представлял мои интересы против моей воли», - начинает Семен Селезнев свой рассказ о защитнике по назначению**.
Чуть больше года назад в отношении Семена было возбуждено уголовное дело. Мужчину взяли под стражу, назначили адвоката. Однако взаимоотношения с юристом с самого начала не заладились - клиент своей вины не признавал, а адвокат позицию подзащитного не поддерживал.
«Защитник изначально не верил в мою непричастность к преступлению и убеждал сознаться, перестать сопротивляться следствию», - вспоминает Семен.
Подследственный (подсудимый) может отказаться от помощи назначенного защитника, если тот не устраивает его ввиду занятой им позиции. Понимая, что работать в команде не получится, Семен просил заменить назначенного адвоката на другого. Однако следователь отказал. И все последующие попытки Семена «защититься от защитника» тоже не увенчались успехом. Поэтому адвокат продолжил представлять интересы Селезнева. Но, по словам самого подзащитного, теперь начал играть против него.
В итоге дело закончилось обвинительным приговором. Семен убежден, что назначенный ему защитник своими действиями (там, где не надо) и бездействием (там, где нужно) этому поспособствовал. Однако документально нарушения не зафиксированы, злоупотребления не выявлены. Вопросов к адвокату нет…
Тем не менее, мужчина счел своим долгом поделиться полученным печальным опытом с Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге.
«Мне очень жаль себя и других, которым попадется такой «адвокат», - рассуждает Семен в своем обращении. - И пишу я не для жалобы, а чтобы обратить Ваше внимание на то, как работают отдельные «бесплатные защитники». А ведь они влияют на судьбы людей!»
Закон об адвокатуре и Кодекс профессиональной этики*** адвоката предполагают честное, разумное и активное отстаивание прав и интересов доверителя всеми не запрещенными средствами.
Но, к сожалению, Уполномоченному уже приходилось сталкиваться с недобросовестными носителями адвокатского статуса, которые мало заботятся о благе своих доверителей. Можно ли юриста, представлявшего интересы Семена Селезнева тоже отнести к их числу? Или это просто вымещение обиды за нежелательный приговор?
Заявитель подробно описал все сложности и перипетии, с которыми ему довелось столкнуться во время следствия и суда. Однако эмоции – это одно, а факты – совсем другое. Внимательно проанализировав представленную информацию, юристы аппарата Светланы Агапитовой выделили из обращения Семена Селезнева несколько важных аспектов, которые действительно насторожили и нуждались в проверке. В частности, подзащитный утверждал, что адвокат не присутствовал при ознакомлении с материалами дела, хотя и отразил данный факт в расписке – это действительно можно проверить по журналам посещений.
Кроме того, адвокат не обжаловал приговор суда в апелляционную инстанцию, что также может свидетельствовать о ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей.
В соответствии с п.4 ст. 13 Кодекса этики, адвокат-защитник обязан обжаловать приговор:
-
по просьбе подзащитного;
-
если суд не разделил позицию адвоката-защитника;
-
при наличии оснований к отмене или изменению приговора по благоприятным для подзащитного мотивам.
Отказ подзащитного об обжаловании приговора фиксируется письменным заявлением адвокату. Однако Семен уверяет, что от апелляции не отказывался и никакие подобные бумаги не писал. Более того, упустив срок, самостоятельно его восстанавливал и обжаловал приговор в установленном законом порядке, что подтверждается Государственной автоматизированной системой РФ «Правосудие».
Так неужели расхождение взглядов защитника и подзащитного привело к нарушению права на защиту?
Комментарий Светланы Агапитовой:
«У адвокатов есть что-то общее с врачами. Обе профессии требуют беспристрастности и гуманного отношения к людям. И тем, и другим доверяют свои проблемы, тайны … и даже жизнь. Поэтому внимание уделяется не только профессиональным, но и морально-нравственным качествам специалистов.
Наверное, не каждый может сохранять беспристрастность в процессе работы. Однако злоупотреблять своим статусом, направлять знания и имеющуюся власть против своего клиента – недопустимо.
Я направила ходатайство Президенту Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Вячеславу Тенишеву с просьбой внимательно рассмотреть выдвинутые доверителем обвинения и оценить, были ли допущены нарушения со стороны защитника. В результате, Совет Адвокатской палаты принял решение о возбуждении в отношении адвоката дисциплинарного производства.
Уверена, что адвокатское сообщество Петербурга заинтересовано в поддержании репутации и не допустит, чтобы отдельные недобросовестные члены организации отбрасывали тень на всех коллег».
*данные изменены
** защитник по назначению – это адвокат, которого привлекает не само лицо, нуждающееся в защите (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый), а назначается государством (органов, которое расследует или рассматривает дело)
*** Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре), Кодекс профессиональной этики адвоката (далее – Кодекс этики)