Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

«Идите работайте!», или Почему малоимущей пенсионерке отказали в социальной помощи

16 августа 2024

 «Прошу помочь моей семье в Год семьи!» – написала Уполномоченному по правам человека в Петербурге одинокая мама Жанна Владимировна П. Она досрочно вышла на пенсию, потому что с рождения воспитывала старшего сына-инвалида первой группы. Второй сын – еще несовершеннолетний. Обратилась в районную администрацию за государственной социальной помощью (малоимущие петербуржцы имеют право на доплату до величины прожиточного минимума), но получила отказ с рекомендацией заняться трудовой деятельностью. Мол, родители трудоспособного возраста должны сами заботиться о своих детях.

«Согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях» я не отношусь к трудоспособному населению, наши же чиновники руководствуются какой-то странной логикой, разберитесь, пожалуйста!» - обратилась пенсионерка к Уполномоченному. А Светлана Агапитова, в свою очередь, привлекла к разбирательству главу Комитета по социальной политике Елену Фидрикову. Что из этого вышло, читайте в нашем материале.


Юристы аппарата Уполномоченного выяснили, почему администрация Красногвардейского района отказала Жанне Владимировне П. и ее несовершеннолетнему сыну в назначении государственной социальной помощи малоимущим (ГСП)*, и категорически не согласились с этим решением.

Из текста обращения и приложенных документов следовало, что семье не назначили ГСП «ввиду отсутствия доходов от трудовой деятельности».

В администрации сочли, что петербурженка 1970 года рождения является трудоспособной исходя из определений основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети), поэтому она должна иметь доходы  от трудовой деятельности «в целях выполнения своих обязанностей по содержанию несовершеннолетнего ребенка».

То, что Жанна Владимировна получает досрочную страховую пенсию по старости, как мать инвалида с детства, воспитавшая его до 8 лет (статья 32 Федерального закона «О страховых пенсиях»), по оценкам районных социальщиков, значения не имеет.

У Светланы Агапитовой и сотрудников ее аппарата на этот счет иная правовая позиция. И вот почему.

Во-первых, из Порядка предоставления ГСП, установленного в Санкт-Петербурге, не следует, что при определении права на выплату необходимо относить заявителей к той или иной группе населения.

Федеральным законодателем дифференциация социально-демографических групп произведена исключительно для порядка определения минимума, необходимого для обеспечения их жизнедеятельности (норматива потребления товаров и услуг), а не в качестве оценки возможности получения доходов от трудовой деятельности лицами, состоящими в данной группе.

Во-вторых, при определении возможности/невозможности гражданином, претендующим на ГСП, осуществлять трудовую деятельность необходимо руководствоваться правовыми актами, имеющими наибольшую юридическую силу.

В случае Жанны Владимировны – это Федеральный закон «О страховых пенсиях». Им, в частности, определено, что пенсия выплачивается в связи с наступлением нетрудоспособности, утраты заработной платы и иных выплат и вознаграждений.

Светлана Агапитова направила свою правовую позицию председателю Комитета по социальной политике Елене Фидриковой и попросила ее дать оценку принятого администрацией района решения об отказе семье Жанны Владимировны в государственной социальной помощи.

«Правовая позиция, согласно которой не могут рассматриваться в качестве трудоспособных граждане, достигшие возраста, дающего права на назначение досрочной пенсии по старости, представляется обоснованной», - был ответ.

Как нетрудно догадаться, результатом вмешательства Уполномоченного и Комитета стал пересмотр отказа в назначении семье Жанны Владимировны государственной социальной помощи. Она наконец-то получила доплату до прожиточного минимума.

Комментарий Светланы Агапитовой


«Я рада, что нам с Комитетом по социальной политике удалось переубедить администрацию Красногвардейского района. И теперь там знают - если человек получает страховую пенсию, то не нужно искать иных уважительных причин, по которым он не работает (вне зависимости от возраста). Надеюсь, подобная практика правоприменения законодательства о государственной социальной помощи будет прекращена.

Если кто-то сталкивался с аналогичными проблемами в других районах, обращайтесь к нам. Но, вообще, будем настаивать, чтобы Комитет по социальной политике либо подготовил соответствующие разъяснения для всех районных администраций, либо устранил правовую неопределенность действующей редакции Порядка предоставления государственной соцпомощи, в котором перечислен не исчерпывающий, как мы выяснили, перечень причин для ее назначения**.

Петербуржцы, которым досрочно назначена пенсия, должны иметь возможность получать государственную социальную помощь! Будем им в этом помогать, если потребуется».

*Государственная социальная помощь малоимущим (ГСП)

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане, доходы которых по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума на душу населения, могут получить материальную помощь от государства.

Прожиточный минимум в Санкт-Петербурге в 2024 году:

На душу населения - 16 535 рублей.
Для трудоспособного населения - 18 023 рублей.
Для пенсионеров - 14 220 рублей.
Для детей - 16 039 рублей.

Выплата предоставляется из бюджета Санкт-Петербурга районными администрациями (учитывается доход за три предыдущих месяца до даты подачи заявления).

Для малоимущей семьи размер социальной помощи составляет разницу между суммой величин прожиточных минимумов (для каждого члена семьи берётся величина, установленная для соответствующей группы населения) и общим доходом семьи.
Для малоимущего одиноко проживающего петербуржца размер социальной помощи равен разнице между прожиточным минимумом на дату обращения и его общим доходом.

Условия назначения ГСП:

1)  заявитель и члены его семьи имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения;

2) заявитель и члены его семьи должны подтвердить невозможность по объективным причинам, не связанным с их волей и действиями, получать доход в большем размере за три месяца перед обращением.

Для правовой оценки первого условия применяется прожиточный минимум на душу населения и по основным социально-демографическим группам (трудоспособное население, пенсионеры, дети).

Для правовой оценки второго условия необходим перечень независящих от воли и действий граждан объективных причин, по которым их доход ниже прожиточного минимума. Перечень этот утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

**Уважительные причины для назначения ГСП

В Санкт-Петербурге Порядок предоставления ГСП утвержден Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.06.2012 № 595. В нем перечислены причины, по которым заявитель и члены его семьи, не занимающиеся трудовой, предпринимательской и(или) иной приносящей доход деятельностью, имеют
в расчетном периоде среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге на душу населения. Вот они:

- Осуществление ухода за проживающим(и) с ним ребенком (детьми) до трех лет и (или) тремя и более детьми в возрасте до восьми лет.
- Осуществление ухода за проживающим(и) с ним ребенком (детьми) в возрасте от трех лет до поступления в первый класс общеобразовательной организации при наличии у ребенка заболевания, препятствующего посещению дошкольной образовательной организации, по заключению медицинского учреждения.
- Отсутствие работы при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца.
- Нахождение на учете в государственной службе занятости населения при условии, что перерыв между прекращением работы и регистрацией в государственной службе занятости населения не превысил одного месяца и после регистрации в государственной службе занятости населения не прошло одного года.
- Осуществление ухода за инвалидом I группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению медицинской организации в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (если назначена ежемесячная компенсационная выплата), а также ухода за членом семьи, временно нуждающимся по заключению медицинской организации в постороннем уходе.
- Нахождение в академическом отпуске по медицинским показаниям студентов и аспирантов организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
- Нахождение на амбулаторном или стационарном лечении на все время болезни.
- Нахождение в медицинском учреждении на учете по беременности сроком от 12 недель.
- Допуск к вступительным экзаменам в образовательные организации высшего образования и среднего профессионального образования.
- Наличие перед заявителем (членом его семьи) задолженности по алиментам является уважительной причиной для получения государственной социальной помощи в случае неисполнения вторым родителем решения суда о взыскании алиментов или соглашения об уплате алиментов.


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00