Новый год работы петербургского Уполномоченного начался с визита в Изолятор временного содержания ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ИВС) на Захарьевской улице. Буквально на следующей неделе учреждение закрывается на капитальный ремонт, но на сегодняшний день там еще содержатся подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений. Светлана Агапитова осмотрела камерные помещения и следственные кабинеты, пообщалась с сотрудниками ИВС, а также гражданами, находящимися под стражей.
Изолятор временного содержания на Захарьевской имеет статус межрайонного. Сюда попадают лица, задержанные по подозрению в совершении преступлений, а также обвиняемые, в отношении которых уже избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Последних помещают на время следственных действий на срок до 10 дней. Это требуется для проведения, например, очных ставок, которые сложнее организовать в «Крестах» из-за удаленности. Хотя, сотрудники ГУ МВД признают, что иногда следователи пользуются такой возможностью для личного удобства. Однако в последнее время контроль за такими ситуациями усилен.
Также в ИВС могут содержаться лица, которые были объявлены в розыск и подлежат отправке в регион, где было совершено преступление. Ранее подобные учреждения были почти в каждом районе, однако практика показала, что это избыточно.
На момент визита Уполномоченного в ИВС на Захарьевской находилось 23 человека. При этом в 60-ти камерах может быть максимально размещено 120 человек. В настоящее время учреждение уже готовится к проведению ремонтных работ, которые продлятся около года. Основная цель – замена инженерных коммуникаций – водоснабжения и электропроводки. Также планируется обновить сантехнику и сделать косметический ремонт во всех помещениях.
От Специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке, расположенного в этом же здании, ИВС отличается более строгими ограничениями в смысле контактов с внешним миром – здесь они запрещены. Поэтому среди предметов, изымаемых при досмотре передач, безусловные лидеры – мобильные телефоны. Помимо привычных уже всем смартфонов встречаются и совсем диковинные экземпляры, размер которых не больше зажигалки.
В остальном быт обитателей ИВС и спецприемника похож. Есть камеры, где сантехника приспособлена для нужд людей с ограниченными возможностями. Из развлечений – библиотека и прогулки в небольшом дворике. Раз в неделю – смена постельного белья. При поступлении все проходят медицинский осмотр. В случае подозрений на ухудшение состояния здоровья сотрудники вызывают «скорую». Питание обеспечивает сторонняя организация, которая доставляет еду в порционных контейнерах.
Светлана Агапитова осмотрела несколько камер и пообщалась с их обитателями. Среди них были как задержанные по подозрению в совершении преступлений, так и обвиняемые, в отношении которых уже избрана мера пресечения. Жалоб подстражные не высказали, а еду даже похвалили, заметив, что «особенно заметна разница по сравнению с «Крестами», где питание не очень». Заглянула Уполномоченный и в следственные комнаты, где установлено оборудование для проведения видеоконференцсвязи, если такая необходимость есть. Также сотрудники продемонстрировали омбудсмену камеры, где уже начались подготовительные работы и можно увидеть основательность постройки. А механические «флажки» для вызова дежурного в камеру, работают до сих пор. Кстати, одну из камер планируют оставить в качестве музейного экспоната…
«Знаю еще по визитам в спецприемник, что коммуникации в этом историческом здании – большая проблема, - говорит Светлана Агапитова. – Стены построены на века, а вот система водоснабжения и канализации, проложенная внутри, не выдерживает.
Площади в камерах соответствуют действующим нормам из расчета на двухместное размещение. В остальном, я надеюсь, через год мы увидим изменения в положительную сторону. Все-таки основное назначение ИВС – это изоляция, необходимая на период следственных действий. И никаких протечек в помещениях быть не должно. Да и напольные унитазы, типа чаши «Генуя» уже пора заменить».