Цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей повседневности. Их главная цель – упростить работу в разных сферах и сделать жизнь людей комфортнее. Однако порой технические новшества не помогают, а усложняют задачу пользователям услуг. Так, например, случилось с безработной Натальей Петровой, которая пожаловалась Уполномоченному на … интернет-портал.
Судьбу Натальи Петровой* простой не назовешь. Лавина неприятностей накрыла женщину несколько лет назад. Сначала – развод с мужем. Болезненное расставание родителей обернулось для их младшего сына настоящим кошмаром. Последствия семейной драмы ощущаются до сих пор: у мальчика диагностировано психическое расстройство, постоянные конфликты со сверстниками и педагогами, он не удерживается ни в одном коллективе, сменил уже несколько школ. В итоге, пришлось искать помощи у психологов и преподавателей частных образовательных центров.
Пока мать занималась проблемами ребенка, у нее самой начались трудности на работе - Наталья попала под сокращение. Бывший муж деньгами не помогал, собственных накоплений не имелось. Чтобы хоть как-то удержаться на плаву, женщина подала на алименты и обратилась в районное агентство занятости населения.
Поддержать безработную
Так называемая «биржа труда» — это посредник между работником и работодателем. Гражданам, состоящим на учете, помогают найти подходящую вакансию и выплачивают пособие, срок и размер которого зависят от ряда факторов: средняя зарплата на последнем месте, регион проживания, количество лет до пенсии и т.д.
Первые три месяца государственные выплаты были довольно нормальными. Потом сумма существенно снизилась. Зато, наконец, начали поступать алименты от бывшего мужа. Всё вместе это помогало Наталье неспешно искать подходящую работу и заниматься проблемами ребенка. Тем более, что самая существенная часть расходов - услуги педагогов и психологов, оплачивалась из средств материнского капитала.
Так прошел год. Новое место работы за это время не нашлось, а с учета Наталью уже сняли: «Я сама виновата – вовремя не пришла на прием, - признается женщина. – А потом не смогла восстановить статус безработного по вине цифровых технологий».
Женщина обратилась в агентство занятости населения с повторной просьбой оказать содействие в поиске подходящей работы. Ей предложили подать заявление и разместить резюме в электронном формате на Единой цифровой платформе «Работа в России». И предоставили место за «гостевым компьютером» с бесплатным выходом в интернет.
Клиентка зашла на портал через «Госуслуги», ввела свои данные, заполнила резюме, а отправить так и не сумела: «Сайт выдал ошибку и перестал работать. Инспекторы сказали, что причина – технический сбой. Предложили попытаться завершить сеанс дома», - рассказывает Наталья.
Однако при последующих попытках система тоже выдавала ошибку. Аналогичная ситуация повторилась и на следующий день, поэтому женщина забила тревогу: написала в техподдержку, позвонила на «горячую линию» и в агентство занятости. Специалисты обещали разобраться в проблеме, но, в итоге, с клиенткой так никто не связался.
«В условиях сказано, если я в течение трех дней с момента подачи заявления не прикреплю резюме, мне откажут. Почему я из-за технической ошибки должна лишаться поддержки государства? У меня и так много проблем, теперь еще и эта. Помогите!», - просит Наталья Уполномоченного по правам человека.
Сбой без последствий?
Светлана Агапитова направила ходатайство в ГАУ «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» с просьбой оказать возможное содействие безработной женщине с маленьким ребенком в решении ее вопроса.
Руководство учреждения подтвердило, что в те дни, когда Наталья пыталась встать на учет, личный кабинет соискателя был недоступен: подобные технические неполадки носят эпизодический характер и устраняются оператором в приоритетном порядке.
Как бы то ни было, Наталья сумела прикрепить свое резюме только на четвертый день, что является нарушением установленного порядка. Однако, учитывая обстоятельства дела, в агентстве занятости учли «технические обстоятельства». Поэтому приняли документы у клиентки и назначили ей пособие по безработице.
Светлана Агапитова: «Наталья добилась повторной постановки на учет по безработице. Следует отметить, что минимальный размер выплат, который назначили женщине, составляет всего 1611 рублей. Для матери с ребенком этой суммы явно недостаточно, а алименты от отца приходят нерегулярно.
Наталья вправе и дальше ждать подходящих вакансий. Но мы рекомендовали ей рассмотреть вопрос повышения квалификации или переподготовки – тем более, что Центр занятости предлагает пройти обучение бесплатно.
Можно, кстати, обратить внимание на какую-нибудь востребованную «цифровую» профессию, чтобы в будущем и семью достойно содержать, и от «технических сбоев» пользователей защищать».
*Данные изменены