Визит петербургского Уполномоченного в Хоспис № 2 пришелся на день рождения этого учреждения. Несмотря на торжественную дату жизнь шла в обычном порядке. Светлана Агапитова пообщалась со специалистами, расспросила о работе выездной службы и осмотрела учреждение.
Хоспис № 2 появился на заре развития системы паллиативной помощи в нашем городе, спустя чуть более года после открытия первого учреждения на Лахтинском проспекте. Сейчас он уже отметил свое 32-летие. Расположен хоспис в поселке Понтонный и обслуживает три района Санкт-Петербурга: Невский, Фрунзенский, Колпинский, в которых проживают более одного миллиона жителей.
Стационар находится в одноэтажном здании и рассчитан на 30 мест. Палаты, в зависимости от площади, 3-5-местные. Пациенты группируются с учетом тяжести состояния и совместимости. Для того, чтобы у каждого было личное пространство, палаты разделены ширмами.
Подопечные стационара получают терапию, направленную на устранение неблагоприятных симптомов болезни и улучшение качества жизни. Она включает обезболивание, дезинтоксикацию, диетическое питание. В отделении работает врач-психотерапевт для оказания психологической поддержки больным и их близким. Для сотрудников хосписа проводится профилактика профессионального выгорания.
Существенную часть работы по оказанию паллиативной помощи выполняет выездная служба. В число основных задач специалистов входят обеспечение лечебного процесса на дому, а также оказание социальной и психологической помощи больным и членам их семей. Динамическое наблюдение происходит каждые 7-10 дней, для контроля состояния здоровья. С пациентом, находящимся дома всегда поддерживается связь по телефону, даются рекомендации по уходу и питанию. Так же сотрудники обучают родственников больного необходимым сестринским манипуляциям, оказывают им психологическую поддержку. В случае необходимости специалисты рекомендуют госпитализацию в стационар.
Выездная служба состоит из пяти бригад, которые в течение года осуществляют около 8 000 визитов.
Главный врач Хосписа Антон Емельянов показал Светлане Агапитовой стационар и представил своих коллег, которые ответили на вопросы Уполномоченного, касающиеся практических нюансов организации системы паллиативной помощи. Специалисты имеют рабочие контакты и регулярно взаимодействуют с поликлиническими звеньями районов и Центрами амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП). Само учреждение находится в подчинении городского Комитета по здравоохранению.
По оценке специалистов, с медикаментами, перевязочными материалами, средствами ухода в настоящее время затруднений нет. Из актуальных проблем назвали недостаток площадей – в здании стационара используется буквально каждый метр, но дефицит ощущается. Однако, в перспективе Хоспис готовится к переезду в новое специально спроектированное здание, рассчитанное на 60 койко-мест. Ориентировочный срок сдачи объекта – 2028-й год.
В связи с повышенной эпидемической опасностью петербургский Уполномоченный пациентов тревожить расспросами не стала. Хотя из-за специфики учреждения посещения близким не запрещают. Встретив в коридоре женщину, навещавшую своего родственника, Светлана Агапитова поинтересовалась – нет ли у нее жалоб? Вместо ответа дама обратилась к стоявшим рядом медикам со словами: «Спасибо, что вы есть!».
От специалистов работа в хосписе требует не только профессиональных знаний и навыков, но и перестройки сознания. Заведующий отделением отделения «Хоспис для взрослых» Эдуард Лучанинов кратко сформулировал эту философию так: «Для врача главная цель – сохранить пациенту жизнь, излечить от болезни. В хосписе ты работаешь, чтобы облегчить боль и страдания как физические, так и душевные, обеспечить человеку достойную жизнь до конца».
Взаимодействует Хоспис №2 и с волонтерами. В основном они помогаю тем, кто нуждается в общении. Духовную поддержку оказывает священник из церкви, расположенной в соседней Усть-Ижоре.
«Конечно, в паллиативной помощи есть своя специфика, к которой нужно привыкать даже медикам, - говорит Светлана Агапитова. – Например, я с удивлением узнала, что для этих пациентов не проводится реанимация, поскольку по канонам хосписа нельзя «нельзя торопить смерть и нельзя тормозить смерть».
Знакомясь с системой оказания паллиативной помощи, у меня сложилось впечатление, что в ней больше организованности и порядка, чем в обычном здравоохранении. Это значит, что здесь удается создать такие условия, чтобы врач смог достаточно внимания уделить своему пациенту. Хотелось, чтобы это было возможно не только в отношении пациентов с неизлечимым недугом».