В середине осени в Пушкине открылось необычное учреждение – Хоспис для молодых. Отзвучали поздравительные речи, завершились торжества и начались будни. 10 ноября Хоспис принял первых пациентов и начал работать. Петербургский Уполномоченный посетила учреждение, чтобы посмотреть – как устроились новоселы? Ведь обычно на новом месте всегда есть какие-то трудности…
Две большие разницы
В своем роде такой хоспис – первый. До него были только детский и взрослый. А это – две большие разницы. Об этом говорили родители, дети которых получали паллиативную помощь, а потом перешагнули порог совершеннолетия. Взрослые учреждения этого профиля не могут похвастать таким вниманием и заботой, которой окружены пациенты Хосписа детского. Ну и вообще – есть своя специфика. Наверное, для человека, который столкнулся с необходимостью получать паллиативную помощь уже в зрелом возрасте, все это вообще незаметно. А для детей с особенностями здоровья резкий переход во взрослую систему оказывался очень болезненным.
Так появилась идея создания хосписа для молодых взрослых, а теперь и само учреждение. Структурно оно входит в детскую систему, и также создавался протоиереем Александром Ткаченко и его командой. Наработанный ими большой опыт помог реализовать этот новый и очень нужный проект.
Дизайн и функциональность под одной крышей
Несмотря на то, что здание относится к категории охраняемых и имеет ограничения по строительным работам, его удалось прекрасно приспособить под потребности учреждения. Да и сам ремонт заслуживает внимания не только с качественной, но и с эстетической точки зрения. Все сделано в едином стиле, при этом, каждая комната сохраняет индивидуальность. И даже мебель и предметы обстановки идеально вписаны в общий интерьер.
Функциональность при этом не пострадала. Для вновь прибывших сделан отдельный входной блок с лестницей, прихожей, комнатой приема и осмотра пациентов. Лифт имеет широкие входы-выходы, расположенные напротив – это позволяет закатить коляску вперед, а потом также выехать, не пятясь задним ходом.
Комнаты оснащены специальными многофункциональными кроватями. Размещение разное – в зависимости от потребностей и возможностей. Есть и одноместные комнаты, а есть – палата- трансформер, которая может менять свои габариты.
Находясь в кровати, пациенты подключены к системе мониторинга, а данные поступают на экран поста дежурной медсестры.
Пищеблок расположен в отдельном здании, а столовая в жилом корпусе. Готовят еду штатные повара – популярный сейчас в этой сфере аутсорсинг не согласовывается с потребностями учреждения. Фирмы ориентированы на большие объемы, а тут нужно учитывать множество индивидуальных особенностей, которые, к тому же меняются в зависимости от пациентов.
Отдельно расположена и аптека стационара, оборудованная по всем современным требованиям.
«Тут сразу было отлично»
О том, как организована работа в новом учреждении петербургскому Уполномоченному рассказала руководитель Хосписа детский Ирина Кушнарева.
Едва попав на территорию Светлана Агапитова сразу встретила старых знакомых – бабушку с внуком. Это как раз тот классический случай, когда мальчик стал совершеннолетним, нуждаемость в паллиативной помощи осталась, а взрослый хоспис совершенно не подходит и даже пугает. У юноши сохранный интеллект, и он с головой погружен в учебу – планирует сдать ЕГЭ и поступать в Политех. Новое учреждение для него – отличная возможность пройти положенные процедуры, не снижая темпа подготовки, а потом с новыми силами продолжать движение к своей цели. И здесь, по словам бабушки, для него созданы все условия.
«Мы здесь с первого дня, и тут сразу было отлично, - делится она впечатлениями. – Даже удивительно, все-таки учреждение новое и могли быть недоработки, а тут – нет. И условия, и люди, и питание – все отлично!»
Это мнение разделили практически все, с кем удалось поговорить петербургскому Уполномоченному. Одна из мам рассказала, что с тех пор, как умер муж, они с дочкой практически не выходят на улицу – нет доступной среды.
«Здесь у нас единственная возможность подлечиться и как-то «выдохнуть», - сказала женщина. – Тут так хорошо и уютно, что даже привыкать не надо».
Кстати, проходят 21-дневный курс паллиативной терапии здесь не только родительские взрослые дети. Как раз, когда Уполномоченный осматривала хоспис, прибыли несколько подопечных Детского дома-интерната №4.
«Прекрасно зная работу детского хосписа, я не сомневалась, что и новый проект будет сделан на хорошем уровне, - комментирует Светлана Агапитова. – Мне кажется, что работу отца Александра, Ирины Кушнаревой и их коллег сложно переоценить, они большие молодцы.
Здесь ведь сложности не только в материальной части – ремонт, оснащение и прочее. Хотя и это дело очень хлопотное. Но ведь сердце учреждения этой направленности – это люди, которые тут работают. Именно они создают климат, атмосферу. Такие коллективы собирают годами, а тут нужно было найти сразу всех. Но мне кажется – и это удалось.
И, конечно, сама идея хосписа для взрослых детей – она очень гуманная и правильная: помочь преодолеть особенному ребенку эту болезненную грань, когда он юридически превращается во взрослого…
Кстати, сотрудники и директор, когда рассказывают что-то о своих пациентах все время называют их «наши дети», потому что для них они такими и остаются».