На втором заседании созданной при петербургском омбудсмене Светлане Агапитовой Межведомственной рабочей группы по защите прав граждан при совершении сделок с недвижимостью представили опыт выявления жилья, оставшегося без владельцев, и оформления его в собственность города для обеспечения очередников.
Что такое выморочное имущество и какие риски с ним связаны
Выморочным называется имущество, на которое после смерти его собственника не претендуют или в силу закона не могут претендовать наследники (отсутствуют либо лишены наследства). Это невостребованное имущество (в том числе жилые помещения и другие объекты недвижимости) должно перейти в государственную или муниципальную собственность. Соответственно, расположенная в Санкт-Петербурге недвижимость - в собственность города. Эти помещения включаются в жилищный фонд социального использования, после чего администрации районов, в которых они находятся, обеспечивают их заселение очередниками (выпускниками сиротских учреждений, многодетными семьями, инвалидами и др.).
Но, к сожалению, так происходит далеко не всегда. Почему? Процедура выявления выморочного имущества достаточно длительная и сложная. Из-за отсутствия оперативного межведомственного взаимодействия информация о большом количестве объектов недвижимости, оставшихся без собственников и настоящих претендентов на наследство, поступает несвоевременно или не поступает вообще. За это время такими квартирами и домами нередко успевают завладеть аферисты и продать их добросовестным приобретателям.
Сделки с присвоенной мошенниками недвижимостью, которая по закону должна была стать выморочной и перейти в государственную собственность, долгое время были предметом большого количества судебных разбирательств. В 2019 году в Гражданский кодекс РФ внесли изменения, согласно которым запрещено изымать квартиры у добросовестных приобретателей. С 2020 года действует механизм государственной компенсации в размере стоимости жилья, если оно было изъято по решению суда. Это, безусловно, защищает права людей, не знавших, что покупают присвоенную мошенниками недвижимость. Но не все так просто.
Во-первых, защита распространяется только на тех приобретателей, которые как минимум проверяли данные в Едином государственном реестре недвижимости, и тех, кто получил право собственности на такое имущество по наследству или договору дарения. Во-вторых, компенсация полагается только за утрату права на квартиру и при условии, что ранее добросовестный приобретатель получил решение суда о взыскании ущерба с продавца-мошенника, но тот не смог возместить ущерб. В любом случае потребуется судебное разбирательство.
Мошеннические схемы с выморочным имуществом представляют серьезные риски и ущерб как для покупателей недвижимости, так и для города, ведь каждая такая квартира — это социальное жилье, которое мог бы получить тот, кто в нем остро нуждается. А получили мошенники…
Передовой петербургский опыт
21 февраля этого года в Санкт-Петербурге было заключено Соглашение о порядке информационного взаимодействия в целях своевременного выявления и оформления в государственную собственность выморочного имущества в виде расположенных на территории города жилых помещений. Его участники - ГСУ СК России по Санкт-Петербургу, Нотариальная палата, Жилищный комитет, Комитет по делам записи актов гражданского состояния и администрации всех 18-ти районов города.
Инициатором соглашения выступил заместитель руководителя отдела криминалистического сопровождения следствия по Северо-Западному федеральному округу Главного управления криминалистики СК России Вячеслав Мазуренко. По его предложению, поддержанному руководством ведомства и Администрацией Санкт-Петербурга, органы Следственного комитета взяли на себя оперативный сбор и передачу в Жилищный комитет данных профильных медицинских учреждений обо всех умерших, не востребованных родственниками. Ранее с получением такой информации Жилищным комитетом существовали трудности, так как медики ее не предоставляли, ссылаясь на «врачебную тайну».
Готовность истребовать, аккумулировать и передавать в Жилищный комитет эти юридически значимые сведения со стороны СК России позволила сделать Соглашение работающим механизмом. К такому выводу пришли все его участники, собравшиеся в офисе петербургского омбудсмена для подведения промежуточных итогов совместной работы.
Порядок таков. СК получает информацию о невостребованных трупах и передает ее в Жилищный комитет, а комитет - в соответствующие районные администрации. Последние выясняют наличие у умерших недвижимости и далее взаимодействуют с нотариусами по вопросам открытия наследственных дел. Если по истечении полугода наследственное дело не открывается, начинается процедура признания жилья выморочным.
Нотариусы же, получая собранную СК информацию о невостребованных трупах, более пристально изучают документы претендентов на наследство, подключая к их проверке органы ЗАГС. При малейших подозрениях в подделке, лжеродственниках-однофамильцах и других мошеннических схемах, привлекаются ГУ МВД и прокуратура.
По оценкам президента Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Марии Тереховой, подобного слаженного механизма нет ни в одном другом регионе России. «Можно смело сказать, что наш петербургский опыт – передовой», - констатировала Мария Терехова, отметив при этом, что мошенники постоянно изобретают новые схемы, которые все труднее и труднее выявлять. Она, в частности, рассказала, что для всех городских нотариусов палата закупила специальное оборудование по проверке подлинности паспортов, однако подделки иногда бывают «настолько качественными», что даже современная аппаратура их не опознает.
Вячеслав Мазуренко сообщил, что с января этого года Следственный комитет уже передал в Жилищный информацию об умерших, в собственности которых находилось более тысячи жилых помещений. Списки предоставляются ежемесячно.
«Честно скажу, для меня и моих коллег – это своего рода хобби, нашей работе по расследованию особо опасных преступлений это не помогает, так как убийств с целью завладения недвижимостью – единицы, проще подделать документы. Но в рамках соглашения мы помогаем городу уменьшить очередь нуждающихся в жилье, МВД – пресечь мошеннические действия с недвижимостью. И если раньше ни у кого не получалось либо не было желания взять на себя сбор информации о невостребованных трупах, мы взяли и выполняем данные обязательства», - сказал Вячеслав Мазуренко.
Представитель Жилищного комитета Юлия Зятькова это подтвердила, поблагодарив СК за сотрудничество и уточнив, что из тысячи жилых помещений в настоящее время ведется работа по 644-м. Из них: по 396-ти открыты наследственные дела, 248 – выморочное имущество (это 141 отдельная квартира, 55 комнат в коммунальных квартирах и 52 доли собственности).
В Колпинском районе, по словам сотрудницы жилищного отдела администрации Анны Кардаш, хвастаться пока нечем – в рамках соглашения получена информация о 22-х жилых помещениях, но по всем открыты наследственные дела.
По данным представителя администрации Центрального района Ольги Ефимовой, предоставлены сведения о 18 жилых помещениях, по семи из них открыты наследственные дела, одно из которых обжалуется администрацией в суде.
Все присутствующие на совещании представители районных администраций отметили, что заключенное соглашение полезно им в работе, однако оно не решает проблему оперативного выявления одиноких людей, умерших в собственных квартирах. Пока их не обнаружат, потому что начнут беспокоиться и жаловаться соседи, мошенники успевают провернуть сделки с недвижимостью.
Для разработки более эффективных механизмов выявления трупов одиноких людей главный специалист юридического отдела администрации Кировского района Ольга Кондратьева-Рудая предложила расширить перечень участников Соглашения, подключив ГУ МВД. Она также считает полезным призвать к межведомственному взаимодействию Комздрав и Росреест.
Эти предложения сразу поддержала Мария Терехова. А Вячеслав Мазуренко изначально отнесся к ним скептически: «Как Вы себе представляете алгоритм выявления? Кто это будет делать? Участковые? А если они сами в сговоре с мошенниками, как это, к сожалению, бывает. Я сам таких участковых сажал...». Но в ходе дискуссии представитель СК предложил попробовать привлечь руководство ГУ МВД и других ведомств, в дефиците информации от которых нуждаются участники соглашения.
На заседании в офисе Уполномоченного неоднократно с сожалением отмечалось, что программное обеспечение базы данных Росреестра в настоящее время не позволяет вручную выставлять значки на недвижимость, собственность которой вызывает сомнения у правоохранительных органов и нотариусов. Раньше, когда программа не была единой, в Петербурге это было возможно. Советник омбудсмена Константин Шарыгин, который модерировал дискуссию, пообещал содействие аппарата Уполномоченного в переговорах с Росреестром на предмет расширения технических возможностей программы.
Старший прокурор управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Санкт-Петербурга Екатерина Носенок, согласившись с эффективностью Соглашения, предложила Уполномоченному рассмотреть вопрос о подготовке рекомендаций по внесению изменений в постановление городского правительства от 17.03.2009 № 270, устанавливающее порядок взаимодействия органов власти при оформлении прав Санкт-Петербурга на выморочное имущество. Прокурор считает, что механизм предупреждения нарушений и преступлений в данной сфере не должен регулироваться исключительно соглашениями.
Константин Шарыгин выразил готовность рассмотреть это и другие предложения, озвученные в ходе заседания, и обобщить их в аппарате Уполномоченного. Он также попросил участников Соглашения и членов Межведомственной рабочей группы при петербургском омбудсмене направить в адрес Светланы Агапитовой все имеющиеся инициативы по совершенствованию процедуры выявления жилья, оставшегося без владельцев, и оформления его в собственность города для обеспечения очередников.
Следующее заседание рабочей группы при Уполномоченном запланировано на конец ноября.
Ранее по теме:
Как защитить пожилых людей от мошенничества с недвижимостью?