Петербургский Уполномоченный продолжает объезд конвойных помещений федеральных судов. В этот раз Светлана Агапитова посетила Калининский и Красногвардейский районы. Стоит заметить, что похвастать ни тому, ни другому району нечем – суды там расположены в старых зданиях со всеми вытекающими последствиями.
В Калининском районе здание 1905 года постройки. Естественно, что оно относится к категории охраняемых, и любой ремонт там – проблема. Изначально в нем была баня, а потом – школа. С 2010 года тут размещается суд. Блок с конвойными помещениями пристроен отдельно. Здесь семь небольших камер и туалет с традиционной «чашей Генуя». Сотрудники говорят, что обычно тут бывает от 15 до 30 человек. Стены густо испещрены «наскальной» живописью. Любопытно, что отзывы о судьях не только негативные, имеются и хвалебные комментарии.
Светлана Агапитова побеседовала с женщиной, ожидавшей заседания в одной из камер. Ее привозят уже второй раз. Обратно в следственный изолятор забирали не позже 16 – 17 часов. В целом свои впечатления женщина сформулировала так: «Люди хорошие, а место – такое себе…». Относительно сухого пайка критики не высказывала, зато отметила однообразие рациона в изоляторе.
Посмотрела петербургский Уполномоченный и помещения, где проходят заседания. Надо заметить, что и они уже давно требуют реконструкции. К примеру, подсудимых по уголовным делам здесь до сих пор размещают за решеткой, в то время как современные залы оснащаются специальными сооружениями из стекла.
Фраза «суд завален делами» для Красногвардейского района – не фигура речи. Это видно, если посмотреть на окна с улицы. Стопки папок высятся там буквально до потолка. Суд размещается в типовом здании школы, причем делит его с районным управлением внутренних дел. Постройка сравнительно не старая – 1974 года, но совершенно не приспособленная для доставления и содержания подстражных. Самая существенная проблема заключается в том, что в конвойные помещения здесь доставляют по общей лестнице. Посильное содействие оказывают судебные приставы – во время перемещения подсудимых, они распределяются по этажам и помогают обеспечить безопасность.
Вторая лестница в здании есть, но она используется в качестве склада, поскольку иных помещений для хранения нет. Это нарушение и с точки зрения пожарной безопасности, однако, многочисленные предписания специалистов МЧС проблемы не решают.
В конвойных помещениях здесь – четыре небольших камеры. Как рассказали сотрудники, одновременно больше 20 человек здесь не бывало, но для таких незначительных площадей и этого много. Осложняет ситуацию и неработающая вентиляция – когда на улице жарко это создает существенный дискомфорт. Старожилы говорят, что когда-то она забилась строительным мусором и с тех пор ее никто не чистил. Вопрос с освещением в камерах здесь вообще решен оригинально. Над дверью в камеру имеется небольшое зарешеченное окно и снаружи приделан светильник. Столь хитрую антивандальную конструкцию, конечно, не повредишь, но и света она почти не дает. Читать при таком освещении невозможно.
В дополнение ко всем этим проблемам - отсутствует комната для досмотра, и процедура происходит прямо при входе. Единственное, чем может похвастать суд Красногвардейского района – это туалет. Он оборудован нормальным унитазом и находится в хорошем состоянии.
«Как-то улучшить ситуацию с конвойными помещениями в старых зданиях судов, скорее всего – невозможно, - говорит Светлана Агапитова. – Представители конвойного полка каждый квартал составляют акты обследования, но это ни к чему не приводит. Максимум, что удается сделать – покрасить стены в камерах, но это не особенно улучшает положение дел. Радикально все исправить позволили бы новые здания, в которых изначально учтены все требования. Причем, например в Красногвардейском районе даже выделено пятно под застройку, но когда начнутся работы – никому неизвестно».