Сегодня в Республике Коми начал работу Координационный совет Уполномоченных по правам человека в субъектах Северо-Западного федерального округа. Он посвящен защите интересов граждан, находящихся в местах принудительного содержания. Светлана Агапитова рассказала коллегам о работе Федерального казенного учреждения «Санкт-Петербургская психиатрическая больница специализированного типа с интенсивным наблюдением» (ПБСТИН), где проходят лечение лица, совершившие общественно опасные деяния и страдающие психическими расстройствами.
Место проведения Координационного совета на такую сложную тему выбрано неслучайно. Именно в Коми времен СССР была одна из самых больших концентраций лагерей и спецпоселков. Этот малонаселенный в начале XX века и богатый ресурсами край осваивался руками репрессированных. Здесь добывали нефть, уголь и лес, строили Северо-Печорскую железную дорогу. В те далекие времена на карте значился лишь один город Усть-Сысольск, ставший впоследствии столицей края – Сыктывкаром. Ухта, Воркута, Инта, Печора образовались в 1930-50-е годы на месте лагерных пунктов. В советское время в Коми было 159 колоний, в которых находилось более 200 тысяч человек. Сейчас в Республике 17 учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). В 12 колониях отбывают свой срок более 5 тысяч человек.
Еще один, более торжественный, повод собрать омбудсменов Северо-Запада именно здесь – 20-летие института Уполномоченного по правам человека в Республике Коми, которое отмечают в этом году.
От лица принимающей стороны поприветствовали участников Координационного совета Заместитель Председателя Правительства Республики Коми Дмитрий Самоваров, Председатель Государственного Совета Сергей Усачев и прокурор Николай Егоров. Пользуясь торжественностью момента представители региональной власти отметили благодарственным письмом работу юрисконсульта аппарата местного Уполномоченного Анны Канаковой, которая трудится на своем посту все 20 лет существования института.
Напутствовала своих коллег приветственным адресом федеральный омбудсмен, подчеркнув актуальность заявленной темы Координационного совета. Также Татьяна Москалькова отметила, что «отдельного внимания государственной правозащиты заслуживают вопросы защиты прав лиц, которые проходят принудительное лечение в психиатрических стационарах в соответствии с решением суда о применении к ним принудительных мер медицинского характера».
Она пожелала коллегам плодотворной работы и выразила уверенность в том, что вопросы, рассмотренные на заседании, имеют практическое значение и помогут в работе по защите прав граждан, которые находятся и местах принудительною содержания.
После завершения торжественной части участники перешли к пленарному заседанию.
Представители регионального управления ФСИН во главе с Дмитрием Коноваловым, рассказали о том, как построена работа Службы в Республике Коми. На сегодняшний день уже создан один исправительный центр, и ещё два готовятся к открытию.
Светлана Агапитова рассказала коллегам о работе Санкт-Петербургской психиатрической больницы специализированного типа с интенсивным наблюдением (ПБСТИН). В ней проходят лечение в принудительном порядке преступники, которые совершили опасные деяния и при этом страдают психическим расстройством. ПБСТИН относится к ведению Министерства здравоохранения Российской Федерации, но охраняется силами Федеральной службы исполнения наказаний. Всего в России 8 таких учреждений на 4400 мест. Они расположены в городах Камышин (Волгоградская область), Орел, Кострома, Смоленск, Новосибирск, Санкт-Петербург, Калининград и Казань.
Санкт-Петербургская ПБСТИН находится в здании бывшей женской тюрьмы, построенной в 1913 году. Первые пациенты для принудительного лечения стали поступать в специально отведённый корпус стационара ещё в 1948 году. Но статус Ленинградская специальная психиатрическая больница тюремного типа получила только в 1951 году. Еще более существенные изменения в деятельности произошли в 1989 году после передачи её в ведение Минздрава Российской Федерации и принятием Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании». С принятием новых нормативных документов в 5 раз увеличилось количество штатных единиц, непосредственно работающих с пациентами. Введены должности психологов, психотерапевтов, юристов и социальных работников, был организован реабилитационный блок. Также в 1989 году охрана была выведена из состава больницы и переподчинена Управлению исполнения наказаний.
В петербургской ПБСТИН – 15 отделений, пять из которых – «строгие», для пациентов, находящихся в нестабильном состоянии и представляющих опасность для окружающих. Сейчас там находится 545 (включая 4 несовершеннолетних). 360 из них совершили убийства. Их лечение обеспечивают 446 медицинских работника. В коридорах дежурят сотрудники ФСИН, больница оснащена 160-ю видеокамерами.
За малым исключением в петербургской ПБСТИН содержатся осужденные со всего Северо-Запада. Кроме Калининградских больных, которые остаются в своем регионе, и пациентов Республики Коми, которых почему-то отправляют в Кострому. Светлана Агапитова назвала точный «региональный» состав граждан, проходящих лечение в петербургском учреждении: Санкт-Петербург – 130 человек, Ленинградская область – 100, Карелия – 35, Новгородская – 22, Архангельская и Вологодская области – по 20 человек, Псковская область – 17, Мурманская область – 16.
Не менее интересен был и «качественный срез» людей, проходящих лечение и совершивших страшные преступления. На первом месте шизофрения – таких сейчас содержится 297 человек, на втором — умственная отсталость -109, на третьем — органическое расстройство личности -56, на четвертом — органические, включая симптоматические, психические расстройства – 42 человека.
Особое внимание Светлана Агапитова обратила на то, что в системе ПБСТИН только одно отделение для женщин — в Казани и вообще нет для несовершеннолетних. Они содержатся вместе со взрослыми. А это значит, что не созданы соответствующие условия. Осужденные женщины и несовершеннолетние направляются по месту нахождения соответствующих учреждений.
«Петербургская ПБСТИН готовится открыть женское отделение на 25-30 человек, - сказала Светлана Агапитова. - Но про несовершеннолетних речь опять не идет. А ведь и в системе ФСИН и в учреждениях здравоохранения для них создаются специальные, более комфортные условия, с отдельными нормами по питанию, прогулкам и так далее.
Мне кажется, что этот вопрос нам надо обсудить. Все-таки женщины и дети зачастую гораздо больше привязаны к месту проживания, а их семьи, дети, родители должны иметь возможность свиданий и передач. Но в системе применения принудительных мер медицинского характера это не работает, что, на мой взгляд, является нарушением прав».
Завершил пленарное заседание Председатель Координационного совета Уполномоченных по правам человека в Северо-Западном федеральном округе, омбудсмен Ленинградской области Сергей Шабанов. В своем выступлении он обозначил наиболее актуальные вопросы в учреждениях ФСИН, которые требуют внимания уполномоченных.
Например, он столкнулся с тем, что нет возможности получить доступ к архивам видео материалов, снятых камерами наблюдения в СИЗО и колониях. Такая необходимость возникает, когда происходит какое-нибудь происшествие или поступает жалоба. Записи с камер позволили бы объективнее и быстрее разобраться в ситуации.
Также, Сергей Шабанов сообщил, что граждане, содержащиеся в СИЗО в качестве подозреваемых, не получают пенсию, так как это не прописано в федеральном законодательстве. Кроме того, требует внимания уполномоченных процедура выдачи паспортов в следственных изоляторах, которая началась с конца августа.
Завтра Координационный совет продолжит свою работу в более практической плоскости. Выездное заседание состоится в Исправительной колонии №25 после ознакомления с работой учреждения.