Многие наслышаны о рисках при покупке недвижимости. Поэтому, прежде чем поставить подпись в договоре, разумные покупатели стараются проверить юридическую «чистоту» объекта.
Но практика показывает, что даже самых бдительных и осторожных после получения заветных ключей может ожидать неприятный сюрприз. Именно с такой проблемой столкнулась Любовь Григорьевна* и обратилась за помощью к Уполномоченному по правам человека…
В конце весны Любовь Григорьевна* подписала с застройщиком акт приема-передачи и стала счастливой обладательницей новой квартиры. Казалось бы, самое страшное уже позади: жилье построено, в эксплуатацию сдано, в руки законной владелицы передано. Но не всё так просто.
Получив первый счет на оплату коммунальных платежей, женщина обнаружила четырехмесячную задолженность за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Более того, к образовавшемуся долгу начислили пени.
Любови Григорьевне данное обстоятельство показалось несправедливым: почему нужно оплачивать услугу, которой не пользовалась? Ведь на момент «накопления мусора» она еще не являлась хозяйкой жилья.
Женщина направила письмо в обслуживающую организацию с просьбой аннулировать задолженность, приложив в качестве подтверждения своих слов правоустанавливающие документы.
Обращение было зарегистрировано, но ответ по существу вопроса так и не пришел. «Мне только отписались, что срок рассмотрения моего запроса продлен. При этом не указали, на сколько продлен и когда, наконец, будет сделан перерасчет», - рассказывает женщина.
Время шло. «Должница» неоднократно пыталась переговорить со специалистами обслуживающей организации по телефону, но безуспешно. Из раза в раз дежурные операторы отвечали, что с клиенткой свяжутся тогда, когда появится конкретная информация.
Любовь Григорьевна решила запастись терпением и поставить ситуацию на паузу. Однако спокойно ждать не получилось. Потому как та самая организация, которая не торопилась пересчитывать несуществующие долги клиентки, неожиданно начала ей угрожать:
«Мне прислали уведомление о наличии у меня просроченной задолженности и пени. Пишут, что, если в короткий срок я ее не ликвидирую, взыщут через суд. Грозят арестовать имущество, ограничить выезд из России и т.д. Я крайне возмущена! Сначала неправомерный счет, а теперь – угрозы и давление!», - жалуется петербурженка Уполномоченному по правам человека и просит помочь ей разобраться с проблемой.
Изучив представленные заявительницей документы, юристы аппарата
Светланы Агапитовой убедились в справедливости слов женщины: действительно, на момент выставления счетов за утилизацию мусора Любовь Григорьевна собственником объекта недвижимости не являлась.
А долги за коммунальные услуги закрепляются именно за владельцем, а не за недвижимостью: кто продал квартиру с долгами, тот и обязан их погасить (в данном случае – застройщик). Нельзя перекладывать ответственность на нового собственника.
Исключение из правил – платежи за капитальный ремонт. Они начисляются именно на жилье. Следовательно, когда прежний владелец продал квартиру, весь долг за капремонт перешел покупателю.
В Едином информационно-расчётном центре Санкт-Петербурга (ЕИРЦ) Уполномоченному сообщили, что организация признает ошибку – Любовь Григорьевна должником не является, поэтому в ближайшее время будет произведен перерасчет.
Женщина, конечно, хорошим новостям обрадовалась, хоть и не поняла, почему эту информацию получает только спустя два месяца. И не от специалистов обслуживающей организации, а от Уполномоченного по правам человека.
Но, как говорится, главное – результат…
Светлана Агапитова: «Положения Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ распространяются не только на обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, но и на организации, выполняющие публично значимые функции. Поэтому Любовь Григорьевна должна была получить официальный ответ ЕИРЦ – и мы руководству Центра указали на данное обстоятельство.
Наша заявительница, будучи законопослушным гражданином, не стала ждать, когда грянет гром, и на всякий случай погасила чужие задолженности. После перерасчета деньги ей вернули. Любовь Григорьевна подтвердила, что в настоящее время на ее клиентском счету имеется переплата.
Как правило, с проблемой долгов по коммунальным платежам покупатели сталкиваются на рынке вторичного жилья. В новостройках подобные случаи – редкость. И, тем не менее, при подписании акта приема-передачи на этот момент тоже следует обратить внимание и обсудить с застройщиком возможные «подводные камни» еще на берегу».
*данные изменены