В рамках всероссийской акции «Ночь музеев» в Петербурге стартовал ежегодный проект Уполномоченного по правам человека «Культпоход». Начиная с 2016 года, его участники выясняют возможности доступа широкого круга горожан и туристов, а не только контролирующих органов, в дома-памятники, которые музеями не являются, но представляют историческую и культурную ценность для всех. В этом году у «Культпохода», в буквальном смысле, новые силы. Это и новый омбудсмен Светлана Агапитова, и новые волонтеры – члены созданного при Уполномоченном 19 мая Молодежного совета. Вместе они посетили два объекта культурного наследия в стиле модерн, труднодоступных в настоящее время, потому что один из них - военный, а второй - жилой.
Открывая «Культпоход-2022», Светлана Агапитова и члены рабочей группы по культурным правам Молодежного совета при Уполномоченном «на местах» познакомились с проблемами в сфере обеспечения конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям в здании-памятнике, которое находится в ведении Министерства обороны, и в жилом доме, решение о признании которого объектом культурного наследия регионального значения уже принято, но еще не подписано.
Военкомат в стиле модерн
Первая проблема связана с необходимостью получения разрешения собственника на посещение дома-памятника, потому что это не только культурный, но и военный объект. Речь идет об особняке Г. Г. Гильзе фан дер Пальса на Английском проспекте, 8-10. Шансов попасть туда у ценителей архитектуры модерна и экскурсантов гораздо меньше, чем у призывников и военнослужащих, так как здание занимает Главный военный комиссариат Петербурга, а дни и время его посещения как объекта культурного наследия не определены.
Светлана Агапитова, участники организованного ей молодежного «Культпохода» и съемочная группа телекомпании НТВ-Санкт-Петербург стали в этом году первыми и пока единственными, кому удалось получить разрешение военных. Сопровождала их известный экскурсовод, лауреат Анциферовской премии и исследователь истории особняка Елена Жерихина. А вот от участия в совместном проекте КГИОП и ВООПИиК «Открытый город» в военкомате временно отказались.
Уполномоченный поблагодарила врио главного военного комиссара Олега Мазурина за организацию доступа к памятнику, а пресс-службу Западного военного округа – за разрешение видеосъемки.
«Понятно, что особняк по-прежнему недоступен для большинства «рядовых» посетителей, – подчеркнула Светлана Агапитова. – Аналогичная ситуация с другими ценными объектами культурного наследия, принадлежащими Министерству обороны. Например, с Адмиралтейством, внутри которого были единицы обычных петербуржцев. А это же символ нашего города! Уверена, что причины для отказов в разрешении на посещение памятников, можно найти всегда. Но мы продолжим убеждать коллег из военного ведомства, что неправильно, когда доступ людей к культурным ценностям зависит от воли того или иного начальника, от благоприятной либо нет ситуации и т.д. Нужно, конечно, искать компромисс и договариваться о единых для всех правилах посещения. Будем заниматься этим вопросом».
Участники «Культпохода» отметили, что в целом особняк Гильзе фан дер Пальса и его интерьеры поддерживаются в хорошем состоянии. «Здесь с 1939 года комиссариат, - объяснила Елена Жирихина. – Вот что значит – один хозяин, тем более – военный». Но требующих срочного ремонта и реставрации зон тоже хватает.
Это и аварийная застекленная веранда, и пострадавшие в результате протечек лепнина на потолках, и дубовая лестница. В комиссариате разводят руками и сетуют на то, что решение о реставрационных работах должен принимать КГИОП.
Светлана Агапитова пообещала содействие в ускорении работы по государственному контролю за состоянием объекта культурного наследия.
«Возможно, и от нашего «культпохода» вам польза будет, а не только хлопоты», - сказала омбудсмен, прощаясь с сотрудниками комиссариата.
Дом-памятник, в котором много кто жил и живет
Вторая проблема изначально была диаметрально противоположна первой. В бывший доходный дом Ю.Б. Бака на Кирочной улице, 24А, выявленный памятник истории и культуры, днем и ночью водили экскурсии, естественно, не спрашивая разрешения у собственников. Поэтому теперь жители всячески препятствуют бесконтрольному потоку любителей архитектуры, истории, городских легенд, фотосессий в жанре ню и эффектных селфи, а также поклонников творчества живших в доме художника Льва Бакста, литератора Анатолия Мариенгофа и погибшего тут в 1980 году актера Юрия Каморного.
В ноябре 2020 года на сайте дома был создан раздел с расписанием согласованных с его Советом экскурсий, однако на сегодняшний день установленный группой жильцов-активистов порядок посещения памятника так и не легитимизирован.
Поэтому вместо расписания на сайте висит объявление: «Считаем проведение экскурсий в доме Бака категорически нежелательным. Настоятельно просим исключить дом из всех экскурсионных маршрутов».
Но, как и в недоступном для «рядовых» посетителей особняке, который занимает военный комиссариат, для Уполномоченного и участников ее «Культпохода» было сделано исключение. Чтобы, так сказать, подтвердить правило. «Экскурсия» с полным погружением в беды нынешних обитателей Доходного дома Бака была для омбудсмена привычной, а вот для членов рабочей группы по культурным правам Молодежного совета при Уполномоченном – первой проверкой на прочность. Провела ее председатель Совета дома Марина Жукова.
Конфликт интересов и прав жителей дома на неприкосновенность частной жизни и прав граждан на доступ к культурным ценностям собственники пока безуспешно пытаются урегулировать, разработав взаимовыгодные для жильцов и экскурсантов «правила игры». Общее имущество дома, в том числе представляющее культурную ценность, нуждается в ремонте, реставрации и консервации. И доход от строго регламентированной экскурсионной деятельности в интересах дома-памятника и его жителей здесь был бы весьма кстати. Но, пытаясь создать фонд дома-памятника, активисты его Совета столкнулся с пробелами законодательства и правоприменительной практики и попросили правовой поддержки Уполномоченного.
Пока же незваные экскурсанты приносят дому только повреждения, а жителям – неудобства. К тому же помещениями в доме владеет скандально известный продюсер, который использует уже довольно обшарпанные интерьеры памятника исключительно для извлечения собственной прибыли, и к сохранению его культурного наследия заинтересованности, мягко говоря, не проявляет.
Светлана Агапитова пообещала, что вместе с новыми молодыми кадрами, юристами аппарата Уполномоченного и специалистами в сфере защиты памятников будет искать оптимальные варианты соблюдения в доме-памятнике жилищных и культурных прав и рекомендовать органам власти их реализовать.
Бонусом к почти двухчасовой «экскурсии» Уполномоченного по дому Бака стали жильцы-делегаты другого некогда доходного дома Кестнера (ул. Восстания, 51/Рылеева, 20), а на протяжении последних десяти лет - одной из самых популярных площадок для проведения нелегальных экскурсий по крышам. Предпринимаемые ими меры по оборудованию чердаков системой видеонаблюдения, прочными решетками и замками, организаторы экскурсий и их спортивного вида помощники в балаклавах «успешно» преодолевают, эти препятствия, установленные за счет жителей дома, уничтожают, угрожают и даже применяют силу к тем, кто осмеливается встать на пути экскурсантов к «прекрасным видам города». А правоохранительные органы и государственная жилищная инспекция бездействуют.
Светлана Агапитова пресекла их юношеские порывы: «Это отдельная серьезная проблема, которой мы тоже теперь будем заниматься, только не на крыше, а в кабинетах. Не волнуйтесь, памятников для проверки доступа к ним в нашем списке достаточно. Ваш «Культпоход» только начинается».
***
В 2022 году, объявленном в России Годом культуры, участники проекта петербургского омбудсмена «Культпоход» продолжат исследовать возможности для посещения объектов культурного наследия (ОКН), не являющихся музеями. Особое внимание будет уделяться выявленным ранее проблемам в сфере информационного и физического доступа к ОКН, владельцами (пользователями) которых являются органы государственной власти, военные и образовательные учреждения:
1) в охранных обязательствах не закреплены конкретные условия доступа к ОКН (периодичность, длительность и иные характеристики доступа), что лишает данные документы информативности;
2) охранные обязательства при определении условий доступа к ОКН ссылаются на иные нормативные акты (в т.ч. на локальные нормативные акты пользователей ОКН), которые, в свою очередь, также не содержат конкретных условий доступа к ОКН и/или являются недоступными;
3) в охранных обязательствах определены конкретные условия доступа к ОКН, но на практике посетить памятники невозможно;
4) информационного и физического доступа к ОКН нет.
По итогам «Культпохода-2022» омбудсменом будут разработаны рекомендации владельцам ОКН и контролирующим органам, направленные на восстановление и защиту прав граждан на доступ к культурным ценностям, на сохранение ОКН, на разрешение конфликтов прав и интересов собственников и посетителей ОКН, а также предложения по совершенствование нормативно-правовой базы и практики ее правоприменения в области охраны культурного наследия.